Интервью Соке Хаберзетцера 9 сентября 2019 года

Интервью Соке Хаберзетцера 9 сентября 2019 года

Интервью провёл Жюльен Ронин Буше (Ronin Martial Production, Франция), 9 сентября 2019 г.
Сенсей  «истоков», так как он был одним из первых чёрных поясов во Франции, идя вместе с великими именами в боевых искусствах, такими как мастер Анри Пле, Тсунеоши Огура, а также Оцука Тадахико, Нагамине Шошин и многие другими! Один из самых продуктивных авторов в мире боевых искусств, большинство работ которого являются эталонами!

РОЛАНД ХАБЕРЗЕТЦЕР

9 дан Каратедо Ханши (Гембукан, Япония)
Соке «Тенгу-но-Миши» (Тенгу-рю Каратедо, Кобудо, Ходзюцу)26904733_10211962969491321_4196068296393

Здравствуйте, Сенсей, вы можете представиться?
    — Все мои корни уходят в Эльзас, где я родился в 1942 году и где всегда жил. Я начал изучать боевые искусства в 1957 году, Дзюдо, а затем Карате в следующем году. Я получил свой чёрный пояс 1-ый дан с правом преподавать (тогда пояс был красно-чёрным), выданный Сенсеем Анри Пле в декабре 1961 года. С тех пор я никогда не останавливался на том, что считал обязательством, принятым в тот момент, — на внедрении и развитии Каратедо в Восточной Франции. Я был у истоков создания первых Доджо, связанных с секцией карате FFJDA, и отвечал за выдачу государственного сертификата преподавателя карате, когда он был создан.

    Я сопровождал эту работу рядом стажировок во Франции и во многих странах по всему миру, движимый страстью и энтузиазмом, а также почти сотней книг, посвященных всему спектру японских и китайских боевых искусств. Спал очень мало… Это были, как правило, самые первые книги, вышедшие на темы, тогда в значительной степени неизвестные на французском языке. Не считая сотен статей в различных журналах. Никогда не желая участвовать ни в каких соревнованиях (первоначальный выбор), я посвятил себя этой работе вдали от СМИ и парижских кругов (я знаю, что многие читатели оценили мои работы, даже не заметив имени автора…).

    Тем не менее я имел право на несколько телевизионных выступлений, включая участие в программе Деларю «Это обсуждается» около двадцати лет назад, которую много раз видели на YouTube и которая позволила многим зрителям, присутствующим или находившимся за их экранами, узнать автора книг, которые часто были их прикроватными книгами. Вы можете прочитать другие подробности в моих Мемуарах, представленных на моём сайте www.tengu.fr («Я должен вам рассказать, 1957-2007»), но вот суть.



Расскажите о своих первых шагах в мире боевых искусств. Как вы пришли к занятиям боевыми искусствами?
    — Я усердно занимался дзюдо, нуждаясь в самозащите (самые большие и сильные всегда свирепствовали на детских площадках…), пока принцип весовых категорий не посеял во мне серьёзные сомнения в отношении «Победа через гибкость». Случилось так, что один из старших учеников Доджо подписался на журнал «Дзюдо Кодокан» (переведённый на французский язык Judo International Анри Пле) и одолжил его мне. Я нашел дополнительный вкладыш, озаглавленный «Будо Пресса», где я впервые нашёл упоминание о… Каратедо.
Мое врожденное любопытство быстро сделало всё остальное. И там не было (пока) весовых категорий …
Что вам понравилось в начале практики? Что заставило вас полюбить боевые искусства? Что подтолкнуло вас начать и подталкивает к продолжению?
    — Строгость движений и понятий, эффективность, идея контроля, содержащиеся в каждом жесте, уважение к самой физической целостности противника, уважение к жизни. Когда я впервые обнаружил принцип Кано Дзигоро в его Дзюдо («Взаимное благоденствие»), затем то же самое, содержащееся в древнем учении Фунакоши Гичин для Каратедо, я сразу понял, что это будет основой моей жизни. Боевые «искусства» (а не виды спорта, которыми пытаются вдохновляться, не говоря уже о различных движениях боевого происхождения со всей последующей шумихой в СМИ) были путём Человека, и на этом пути я нашёл ответы на свои вопросы. за это время доведения каждого из них до его совершенства.

    Я также полагал, что здесь имеется воспитательный рычаг (конечно, среди других прочих, но он соответствовал моей природе), с помощью которого мы могли действовать, чтобы двигаться к более справедливому и мирному обществу. Я никогда не переставал верить в это. До тех последних лет, когда я, наконец, вижу опустошение, вызванное эгоистичными наклонностями (поощряемыми тысячью способов) в благородном деле. Тогда у меня возникло сомнение.

    И я почувствовал, что во мне зарождается пессимизм по поводу будущего, который я не могу игнорировать, но который не помешает мне продолжать путь, который я выбрал для себя, до тех пор, пока Богу будет угодно. И остаться там, для тех немногих, кто думает, что этот путь остается правильным выбором в нынешней суматохе. За 61 год практики я настолько предан делу, что никого не оставлю в стороне, если кому-то понадобится рука помощи. Даже если я постоянно буду серьёзно буксовать в своём ненужном проповедовании. 22256792_10211165463354166_6598208218325 Что дают Вам боевые искусства с физической, умственной и духовной точки зрения?
    — Я могу резюмировать это утверждением, которое я иногда цитирую, мастера Матайоши Синпо, 10-го дана Кобудо, который однажды сказал мне в Страсбурге, когда я спросил его, как лучше всего определить боевое искусство: «Во время войны боевое искусство должно служить для выживания. В мирное время для того, чтобы жить дольше».
Думаю, всё сказано. Абсолютная эффективность является приоритетом, когда речь идёт о выживании (таким образом, тренируя тело, обученное реагировать, поддерживаемое разумом, который всё время направляет и контролирует его «траекторию»), но должно также быть и уважение к этому телу, которое никогда не нужно без необходимости доводить до предела, без реальной и неизбежной необходимости. Просто ради титула, медали, аплодисментов, удовлетворения эго. Рано или поздно это тело отомстит за себя, так или иначе … Но в обоих направлениях, на которые указывает Сенсей Матайоши, боевое искусство открывает горизонты глубокого познания себя и других …
И ведёт к принятию жизни. И желанию защитить её. Это то, что я назвал в одном из своих текстов «другой стороной» практики.
На кого из мастеров Вы могли бы сослаться? Примеры, которые мотивировали вас и которые до сих пор мотивируют?
    — Конечно. В первую очередь те, которых я «узнал» благодаря моим исследованиям, те мастера из прошлого, о которых я часто говорю в своих книгах, возвращаясь в их прошлое (я никогда не забывал о пионерах и истоках), и особенно те, которых я знал лично: мастер Анри Пле, без которого мы не открыли бы Карате так рано и который направил мою жизнь, мастера Огура Тсунеоши, Гимма Макото, Матайоши Синпо, Тогучи Сэйкичи, Оцука Тадахико, все они умерли… Я один продолжаю свой путь, который они открыли для меня, и по которому мы некоторое время шли вместе между Японией и моим домом в Сен-Наборе.
Как такое забыть?

avec_le_maître_Kanazawa_Hirokazu_(karate
С мастером Хирокадзу Канадзава (Карате Шотокан)
avec__le_maître_Nagamine_Shoshin(1907-19
С мастером Шошин Нагамине (1907-1997) (Карате Шорин Мацубаяши-рю)
avec_le_maître_Ohtsuka_Tadahiko_(1940-20
С мастером Тадахико Оцука (1940-2012) Карате Годзю-рю

Ваше определение понятию Сенсей?
    — В этом и состоит смысл этого слова: Сенсей — это тот, кто «идёт впереди», кто указывает путь. Следовательно, учитель, проводник.
    Это подразумевает возможность передачи знаний, полученных в результате опыта (следовательно, есть фактор времени), и желание этого сделать. Это также предполагает харизму. Всё это не имеет ничего общего с терминами «тренер» или «инструктор», которые сегодня часто заменяют поддельное звание «Сенсей» …
    Я уже обращал внимание на этот вопрос в редакционной статье ныне не существующего «Журнала Будо» в 1972 году, где я упомянул внезапный «Всплеск Сенсея» (уже в те годы!). Сегодня «Сенсеи» становятся как всё более молодыми (скороспелыми…), как и всё более и более многочисленными в мире в 10-го Дана в возрасте едва ли 60 лет, даже меньше…
Что для вас означает чёрный пояс?
    — Начало. Самый первый шаг на долгом пути. Утверждение, которое свидетельствует о том, что мы потратили на этом пути определенное количество времени,  посвящённое практике, которую мы теперь хотим продолжать и расширять. Принимая чёрный пояс, мы берём на себя ответственность.
Мы берём на себя обязанность быть примером. Любой чёрный пояс, даже 1-ый Дан, означает начало роли Сенсея, всё ещё скромного и смиренного.
В дополнение к вашей практике в качестве учителя, у вас есть домашняя рутина, если да, то какая?
    — У меня никогда не было особого «распорядка». Я столько всего делаю одновременно… тем не менее, я уже 17 лет на учительской пенсии… время идёт!
    Я могу просто сказать вам, что это время профессиональной деятельности (я хочу напомнить вам, что я никогда не был профессионалом, зарабатывающим на жизнь боевыми искусствами) оставляет мне память о чрезвычайно плотных днях, когда у меня было очень мало времени, чтобы дышать. Тем не менее, ещё был Доджо, стажировки, книги и… забота о моей семье в большом доме и в саду, без чьей-либо помощи, кроме помощи моей супруги. Теперь я больше наслаждаюсь наличием своего личного Доджо у себя дома, где я никогда не хотел преподавать, но которое я всегда оставлял для своего личного «времени».
    Это время стало более важным после моего выхода на пенсию, и мне очень приятно, что я больше не суечусь! Я могу тренироваться каждый день в духе новичка (Шошин) во всех трёх областях моего Тенгу-рю. Просто один.150969_4332321947974_509266197_n

Какое место занимает Ката в Карате и боевых искусствах и какое место Ката для вас в вашей практике? Они по-прежнему для вас бесконечные сокровища?
    — Без Ката нет боевого искусства. Это просто.
    Это то, что принципиально отличает спортивную жестикуляцию от богатства ощущений. Ката — это след воли, передаваемой древними мастерами, которые устно систематизировали техники и ощущения. Надо как можно тщательнее подойти к этому следу, не испортив его, с уважением и скромностью. Не желая сжигать ключевые моменты. Собрать как можно быстрее как можно больше Ката? Это относительно легко. Но потом? Поможет ли это лучше освоить самое важное?
    Скопировав и накопив слишком много форм, мы забываем воспринять сообщения, лежащие в основе этих техник, которые существуют как в простейших Ката, так и в самых сложных: движения, ритмы, внутренние ощущения, силу духа, вопросы о том, каким должно быть поведение на поле боя. Ката используется для тренировки тела и духа на долгое время, чтобы поместить себя в форму. Исходную боевую форму. Современные боевые приемы, независимо от их точности и богатства вооружения, осиротели без понимания Ката. Поэтому они не могут иметь доступа к одним и тем же ценностям.
Правильно понятое Ката открывает на всю жизнь дверь к бесконечным сокровищам…194454_492505870827394_526695168_o

Рейшики (ритуал) необходим для вас в боевых искусствах?
    — Абсолютно! Но, помимо рефлекторного жеста или простой условности, разум, сопровождающий ритуал, придаёт приветствию его истинное значение. Оно выражает прежде всего уважение к другому и признание того, что без него нельзя по-настоящему развиваться.
Однако я не уверен, что такое настроение присутствует всегда…
Вы начали в 1968 году исключительную работу автора по популяризации боевых искусств с более чем 70 книгами и более чем сотней статей. Таким образом, вы являетесь автором самой важной в мире работы, посвященной боевым искусствам.
Ваши книги очень важны и служат ориентиром как для старого, так и для нового поколения. Многие были опечалены, узнав, что вы решили перестать писать.
Каждый выпуск ваших книг был ожидаемым моментом. Но как у вас появилась идея писать?
    — Это очень просто …
    Хотя я не имел никакого отношения к редакционному миру, в 1967 году я обнаружил в книжном магазине небольшой буклет «Самостоятельно изучите дзюдо» и сразу подумал, что это можно предложить и в Карате. Лучше, кстати… Я связался с редактором, используя свою старую пишущую машинку и… дело пошло! Моя первая книга была опубликована в следующем году, затем последовало «Руководство «Марабу» по Карате».
    Остальное последовало очень быстро, сам основатель издательства Амфора связался со мной по поводу Карате, а затем он полностью доверял мне во всех названиях, которые я предлагал ему впоследствии. Я начал писать, потому что хотел поделиться своей страстью, поделиться своими знаниями, помочь пройти боевой путь. Моя книга «Основы боевых искусств» определенно была моей последней книгой, потому что я написал так много, что я начну повторяться и, конечно, в конечном итоге устану. Уже сейчас больше предпочитают большие книжки с картинками, в цвете, с меньшим количеством текста, чем работы, которые больше затрагивают суть вещей и, следовательно, более последовательны и неожиданно менее приятны для перелистывания… Это не в моём стиле!

Итак, читайте или перечитываем всё, что я уже опубликовал … Этого достаточно на какое-то время, верно?

44028229_728998047457209_3795252807502659584_n
Только несколько книг Сенсея Роланда Хаберзетцера

Вы были учеником О-Сенсея Тсунеоши Огура, с которым Вы познакомились через мастера Анри Пле, который также был одним из его учеников.
Огура-Сенсей присвоил Вам звание Соке вашей школы в 2006 году, а также вручил 9-й дан.
Не могли бы вы рассказать нам об этом выдающемся мастере, мало упоминаемом, о вашей с ним встрече и его концепции карате?
OGURAБлагодаря мастеру Пле я впервые смог встретиться с мастером Огурой Тсунеоши в 1973 году. Сначала в Париже, затем в Страсбурге, куда я имел возможность его пригласить. Контакт был мгновенным и глубоким. Решающим. О-Сенсей Огура понимал, что то, что я честно и страстно отстаиваю в практике боевых искусств, — всецело его собственное послание, и он доверял мне. С тех пор я никогда не покидал его учения, обогащая своё благодаря ему. Он несколько раз приезжал в Страсбург, и я бывал у него в Японии.
    Его знания боевых искусств (он сам был библиотекой!), его харизма тоже были исключительными, и я всегда считал за честь встретиться с ним.
    Я получил от него все свои звания после 5-го дана и до 9-го дана в 2006 году OGURA ROLAND(уже) с титулом Соке моего собственного определения Карате за 25 лет, моего Тенгу-рю Каратедо. Мастер Огура не очень известен, потому что он тоже 69723141_385838295440341_841649176949922работал (рискованно) вне классических систем, и это явно не всем нравилось.
     Многие из его собственных соратников бросили его, когда он заболел после того, как он набрался невероятной смелости подать в суд на великого Сасагаву (того, кто был объявлен 10-м даном по Карате — во всяком случае, почетным — во время чемпионата мира по карате в 1972 году в Париже!) за его сомнительные действия (мягко говоря) во время Второй мировой войны. Судебный процесс, который он проиграл, очевидно, учитывая финансовую мощь холдинга Сасагава в Японии, и в результате которого он разорился.
    Вы даёте мне возможность воздать ему должное за такое мужество. Он проиграл, но был прав! Кто ещё знает…?

Вы также были учеником мастера Анри Пле, упомянутом в предыдущем вопросе, именно он вручил Вам чёрный пояс. Вы можете нам о нём рассказать? О его учении?
А также о вашей встрече и знаменитой фразе «Это хорошо, но это всё неправильно»!
    — Он тоже первый поверил мне.
    Когда он вручил мне 1 дан, он сказал мне идти и развить Карате на востоке страны. Удивлённый, я тогда ответил, что не чувствую себя способным на это, потому что я недостаточно знаю об этом пути. Он ответил с улыбкой: «Ты научишься, обучая»! Он был совершенно прав.
    Я не переставал учиться каждый день. Так часто думая о его улыбке в тот день. Что касается его знаменитой фразы, которую вы взяли из моих «Мемуаров» (Это хорошо, но это всё неправильно), то как я могу забыть своё самое первое выступление в роли белого пояса, появившегося из ниоткуда (Страсбург…)? Этот Хейан, в который я вложил все свои кишки («это хорошо»…), парализованный перед толпой чёрных поясов, сидящих вокруг меня и разглядывающих все мелочи Ката, которое не могло быть правильным, поскольку при изучении я видел только разложенные передо мной фото («всё не правильно»…).
    Но мне нужно было пойти, и я пошёл… Воспоминания о великом моменте одиночества…henry et roland

Многие не практикующие Карате думают, что это жёсткая дисциплина, устаревшая и неэффективная, потому что она не является боевой … Что вы можете им ответить?
5978_10205901867887569_11692204467464080Вы указали на важный момент, который занимал меня уже много лет и о 229631_105685576186844_1192714_nкотором я много писал в книгах и статьях … Я уже давно предупреждаю о том, что я бы назвал мурлыканьем в традиционных боевых искусствах, то есть отсутствием воли к развитию, в то время как всё вокруг нас меняется. Начиная с видов насилия, способов борьбы (в реальном мире нет этического тормоза!). Если «искусство пустой руки» будет продолжать поворачиваться спиной к определенным реалиям, довольствоваться неустанным воспроизведением старых Ката, созданных в другую эпоху, оно потеряет интерес со стороны новых поколений, более осознанных и нуждающихся в результатах быстрых и поддающихся проверке в бою.

В дополнение к вашей практике искусства Японии и Окинавы вы также интересовались китайским искусством. Как вы пришли к этим дисциплинам? Что они вам принесли?
    — С самого начала моей практики мне было интересно узнать, в каких направлениях я мог бы двигаться. Как учитель истории я уже был знаком не только с Японией и Окинавой, но и с Китаем. С их философией и их связью с сакральным. Я «исследовал» Гонконг (недоступное бытие народного Китая) ещё в 1975 году, а через несколько лет — Тайвань. Не было ни интернета, ни социальных сетей, поэтому никаких контактов извне с мастерами не было. Всё было очень сложно. Однако там были эти мастера и Шифу (Сенсеи), все те, кто успел бежать от коммунизма. У меня были потрясающие встречи. И снова просто нужно было уйти… Все дисциплины, которые я открыл, укрепили меня в практике того, что изначально было моим.
    Каждый раз, возвращаясь к этому, я хотел поделиться, и это вызвало шквал исторических и технических книг, о которых вы упомянули, и которые, верно, каждый раз были успешными, когда они были опубликованы. И которые положили начало такому множеству призваний — в Кошики-карате, Кунг-фу, Тай-чи, Кобудо… Эти книги теперь коллекционируют. Практикующие написали мне, что они уже нашли кое-что на полках библиотек своих… дедов! Что делает меня моложе…

     Когда я иногда вижу в социальных сетях, как некоторые нынешние «Сенсеи» утверждают, что обучают тому или иному сегменту техники, как будто они открывают скрытое сокровище нескольким посвященным, я не могу не улыбнуться (но я остаюсь снисходительным), наблюдая, как они воспроизводят жест, который, как мне кажется, я лучше объяснил с помощью своих небольших точных рисунков китайскими чернилами 40 лет назад…
Вы были одним из первых чёрных поясов Франции, поэтому вы могли видеть, как боевые искусства развиваются. Как они развивались с годами?
    — Они эволюционировали, без сомнения, до такой степени, что неузнаваемы сегодня, за исключением тех, которые ещё существуют в нескольких Доджо то здесь, то там, достаточно редких, с подлинными Сенсеями (не обязательно японцами или китайцами в этом отношении), искренними мужчинами или женщинами, которые не хотят отклоняться от того, чему они научились когда-то (я счастлив быть знакомым с некоторыми из них), но которые будут «поглощены» спортивными системами и временем, которое неумолимо играет против них.
    Когда я вспоминаю эти бесконечно повторяющиеся Кихоны, в промокших кейкоги, которые никто не мог прервать под предлогом пойти попить, или ещё зачем-то, например, за мобильным, который звонит в углу… Я скажу вам, что во время блокирования были очень жёсткие контакты, но контратаки по-прежнему строго контролировались, за исключением случаев, когда было достигнуто предварительное соглашение.
    В конце 1950-х годов мастер Пле разрешал свободный поединок (дзю-кумите) в своем Доджо на горе Сент-Женевьев только начиная с уровня 3-го Кю. Сегодня надевают на всех каски и защиту и… бьют друг друга наугад! Раньше всё делалось очень серьёзно и с максимальной концентрацией.  Тело и разум были задействованы в равной степени. Если бы в сейчас предлагали  такой же тип обучения, мы бы быстро опустошили Доджо… Да, времена изменились!pic_habersetzer_05

В 1974 году вы основали свой Центр, сначала названный «Рейнский центр будо», а вскоре после этого названный «Центр Исследования будо». Не могли бы вы рассказать нам о своем центре?
С какой целью он был создан? Какова его текущая цель? Каковы его ценности? Как это работает ?
    — Точно. Я создал свою ассоциацию в 1974 году («Рейнский Центр Будо», который позже стал «Центр исследований Будо-Институт Тенгу»), полностью независимой от спортивной федерации по причинам несовместимости целей.
Logo_CRB-IT_-_sСначала я должен вам сказать, что наряду с моей профессиональной жизнью (которая сама по себе уже была logo02целой программой) я прожил невероятную боевую жизнь с её захватывающими достижениями, её встречами, её внешними и внутренними открытиями, её надеждами на развитие, но так и многие действия в таком ритме, они теперь должны заканчиваться из-за риска сжечь остатки энергии, которая есть у меня.

    И было также то, что я считаю истинными предательствами со стороны людей, которых я считал способными искренне уважать меня, и которые кусали руку, кормившую их в нужное для них время, и оставили шрамы в моей жизни (если меня прочитают, будут счастливы!). Я возглавлял эту ассоциацию в течение 45 лет, но решил в мае прошлого года передать дело, чтобы посвятить себя только моей страсти как Соке того стиля, который стал моим после 61 года практики, путь Тенгу (Тенгу-но-Миши).Что все-таки является решающим поворотным моментом в «зиме» моей жизни.
    Сначала в административном порядке я передал эстафету надёжным людям, которые следовали за мной уже более 40 лет, и которые отныне будут продолжать мою работу лучше меня. Я уверен, что мой CRB-IT будет и дальше поддерживать себя очень сильным изнутри (с сильным присутствием 5, 6 и 7 данов во Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии, России, Канаде… потому что ассоциация является международной).

    Но, что касается внешнего окружения, я не очень-то верю в это: в нашем Уставе написано, что учитель боевых искусств может присоединиться к CRB-IT только со всем своим Доджо (если бы мы принимали индивидуальное членство, нас бы тысячи уже давно!), а там… явно никого не осталось! Страх пойти в том направлении, в котором вы останетесь без защиты системы, особенно если вы профессионал (учителя моей ассоциации — добровольцы). Это объясняет всё. Я верил в это в течение первых 20 лет нашего существования, затем я очень быстро понял человеческую природу… Остаётся понять, что если в один прекрасный день другие захотят снова попробовать задачу, которую я поставил перед собой (начиная с нового Руководящего комитета CRB-IT), я считаю, что оставил им достаточно материалов, чтобы они не вынуждены были начинать с нуля… Что касается меня, пока я живу, я остаюсь паломником на моём пути Тенгу, но лучше наслаждаюсь временем, которое у меня осталось…19400326_1461363743924456_80051950748473

Затем, в 1995 году, вы основали Тенгу-но-миши, которая объединяет несколько направлений работы: Карате-до, Кобудо, Хо-дзюцу. С «девизом»: «Не сражаться, не терпеть».
Можете ли вы объяснить нам причины, по которым вы создали свой стиль? Почему термин Тенгу? Его особенности, его ценности?
    — Мне бы пришлось дать здесь слишком длинный ответ, который я уже давал в своих книгах «Тенгу-рю Каратедо, фундаментальная военная практика искусства пустой руки» и «Боевая стрельба». Позвольте перенаправить вас туда. Фактически, это состояние всей эволюции моей долгой практики, которой мне, опять же, было важно поделиться (когда ты учитель, ты учитель на всю жизнь …)  

    В этих двух книгах я напоминаю, что поистине «боевое» искусство находится за пределами науки о военных техниках. У последних есть четко определённая и легко достижимая цель: убить, чтобы не быть убитым. В такой структуре средства многочисленны под разными названиями у всех народов мира. Всегда. Но «искусство» — совсем другое дело: оно должно постоянно сталкиваться с проблемой необходимости выживания, в то же время соблюдая до крайности уважение к жизни того или иного человека или тех, кто утверждает, что может противостоять ему. Боевое искусство — это почти навязчивые вопросы о жизни и смерти, о себе и о других. При этом применение техники должно быть эффективным! В противном случае это устаревшая и бесполезная жестикуляция. Однако, без необходимости жертвовать контролем над разумом.

    Отсюда, 25 лет назад, я изменил свою классическую практику, чтобы обогатить её для реального мира (за пределами татами), после реального осознания, которое я получил во время курсов по стрельбе в США. Очевидно, никогда не возникало и речи о тренировках с огнестрельным оружием в Доджо (!), но только внедрив в свою практику пустой руки ряд вещей, которые традиционная практика (несколько «умиротворённая» спустя почти 50 лет) никогда не заставляла меня осознавать, я теперь стремлюсь к другому боевому поведению, гораздо более реалистичному. Таким образом, это периферийное зрение, эти технические вариации в зависимости от расстояния, эти всенаправленные упражнения, эти ответы на реалистичные действия, это умственное сопровождение от начала до конца совершенного действия и т. д. Вещи, которые, кстати, я вижу, мягко появляются в некоторых Доджо… даже спортивных!

    Так что, очевидно, меня читают… Как не радоваться: моё послание кажется успешным! Жаль, что забывают источники: но я к этому привык. Я назвал эту форму практики «Тенгу-но-Миши», имея в виду Тенгу (дань японским корням того, что я практикую), это мифическое существо, которое знает, как показать себя ужасным в своём гневе или великодушии к тем, у кого он не обнаруживает злых намерений. И кто поступает соответственно …sannin-kumité-1024x683

    Я резюмировал линию поведения и всю философию действия (или бездействия) во фразе «Не сражаться, не терпеть». Где всё заключается в запятой: Если мы не должны соглашаться на то, чтобы позволить себе сражаться по бесполезным причинам (повышение ценности «я»), нельзя также соглашаться на то, что в конечном итоге является неприемлемым.    

    Однако во время стажировок, которые я до сих пор провожу, я чувствую, что «не драться» моего «Пути Тенгу» — это учение, которое проходит хорошо, но что «не терпеть» — это ещё 67451662_689796288159989_574022866589188одна часть, которая сбивает с толку. Всё больше и больше… Вероятно потому, что эволюция глобального общества в значительной степени выhдвигает послание мира, в то время как просто вызвать «отказ» от чего-либо, следовательно, потенциальную возможность физического противодействия, обязательно ведёт к форме насилия, слова, запрещенного в малейших его подтекстах. Даже если эволюция мира идёт, на мой взгляд, в противоположном направлении.
    Ибо боевое искусство, даже в своём первобытном стремлении к миру, также противостоит противоборствующему насилию и претерпевает предел, который оно не должно переступать. Никогда. Со всей решимостью.

    Это «запятая» в процитированной фразе, которая должна постоянно беспокоить каждого, кто практикует военное искусство. Создать образ «мирного воина» (но не пацифиста), способного действовать, защитить, если определённые границы превышены. Но я понимаю, что это может быть утомительной перспективой для подавляющего большинства «практиков», которые предпочитают продолжать «играть» спортивно с гораздо менее строгими правилами.

    Мой «Путь Тенгу» является образовательным, как и любое боевое искусство, достойное своего названия. Говорить об образовании не означает с самого начала исключать ограничения и усилия. Перспектива совершенно устаревшая. Перспектива, которой совершенно нет в эпоху нашего времени. Таким образом, Мой Путь Тенгу остаётся всего лишь новаторской работой, которая является частью и без того долгой истории боевых искусств… Возможно, однажды она вызовет некоторый интерес. «Быть правым слишком рано — социально неприемлемо», — сказал мне давно мой наставник по боевой стрельбе, которого я цитирую в своей книге…

Каковы ваши дальнейшие планы?
    — Мои планы сводятся к сольной практике в моём личном Доджо в Сент-Наборе и одному или двум «выходам» для традиционных весенних или зимних стажировок в Страсбурге «с» и «для» моих многочисленных «Тенгу» (а также с теми, кто ещё хотел бы к ним присоединиться, пока это ещё возможно!). К счастью, страсть к моему боевому пути всё ещё жива, но я прекращаю этот прозелитизм (стремление обратить в свою веру) «во внешнем направлении» (за пределами моего общения), который так утомил меня, разочаровал в своих результатах и, наконец, остался совершенно непродуктивным.
    Я искренне благодарю тех, кто положил начало некоторым «почётным успехам» моих книг, и даже больше тех, кто позаботился о том, чтобы сообщить мне об этом. Сегодня я один из последних, кто остался от другой эпохи, которую время заставит замолчать, и я наконец (!) осознал это. Всегда приходит время, когда стоит остановиться.

Большое спасибо, Сенсей, за то, что нашли время ответить, а также за все, что вы привнесли и продолжаете привносить. Вы хотите что-то ещё сказать? Что-то добавить?

    — Спасибо вам, за ваше терпение…. Я уверен, что снова написал слишком много!! Но меня не переделать!EcoleCadre 14

Перевод текста с французского:
Наталья Щукина, 4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©

Опубликовано с разрешения автора

Оригинал Интервью можно посмотреть /ЗДЕСЬ/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *