Ката Шотокан

Ката Шотокан

КИХОН                          КУМИТЕ                       КОШИКИ КАТА                     КАТА ТЕНГУ-РЮ
  • Ката в традиционных боевых искусствах (Бу-дзюцу, Будо) обозначает последовательность приемов, ход которых воспроизводит схему боя с одним или несколькими противниками, атакующими с разных сторон. Ката в боевых искусствах с голой рукой, основанных на ударах (тип Карате), выполняется соло,  или с партнером в боевых искусствах, где защита и контратака основаны на  захватах, бросках и воздействии на суставы (тип Дзюдо, Айкидо). Ката представляет собой последовательность движений, всегда тщательно систематизированных до мельчайших деталей, всегда выполняемых одинаково и в одних и тех же направлениях.

Ката Шотокан, изучаемые в нашем Доджо (в порядке повышения уровня)

Хейан (Шодан, Нидан, Сандан, Йондан и Годан): «Мир и спокойствие».

Группа из пяти основных Ката (Хейан-но-ката), практикуемых в Шотокан-Рю, содержащих основные приемы защиты и нападения, а также основные стойки и движения, характеризующие стиль, для практикующих на начальных стадиях тренировок.
Эти Ката – изменение пяти Ката, называемых Пинан в школе Шорин-Рю, название, под которым они всегда встречаются в других современных стилях, потомках последней, таких как Вадо-рю или Шито-рю. Гичин Фунакоши  предпочел отказаться от изначального (китайского) чтения идеограмм, сохранённых Итосу Анко (который создал их на Окинаве в 1905 году и сумел внедрить их в программы физической культуры школ). Поэтому он отказался от китайского прочтения «Пинан» (мирный дух), заменив его на  японское прочтение «Хейан», которое также возможно из тех же письменных знаков (от «Хей-ва» = мир и «Ан-тей» = спокойствие), и было ближе японцам, которым этот термин напомнил одну из самых престижных эпох в их истории (Хейан-дзидай).  Дипломатический подход, который основатель Шотокан применил в отношении названий нескольких других Ката своей школы, чтобы отделить их от китайского происхождения, которое плохо было воспринято в Японии в период между двумя Мировыми войнами.
Технически эти Ката происходят из древних окинавских Ката Кушанку и Пассай (или, возможно, Ката китайского происхождения Чанан?) и являются, в духе Итосу, упрощенными образовательными формами, а не подлинными боевыми последовательностями, хотя их методы можно рассматривать с точки зрения практического применения (Бункай). Они позволяют воспитывать тело и ум, учиться правильному дыханию и ритму в усилии, закладывая при этом основы эффективной самозащиты. Именно в этом духе Итосу Анко практиковал большую часть техник Ката со сжатыми кулаками, что тогда напомнило японцам, любящим современные виды спорта, бокс, который практиковался в Европе и Америке. Это дало его Карате образовательный образ, в отличие от тех же методов, которые практиковались в древнекитайской форме, с открытыми руками (и предоставляли больше возможностей воинственному методу, которым он был до этого, но от которого Итосу хотел отделиться).
Выполнение каждого  Ката Хейан занимает от 40 до 60 секунд для тридцати движений. Они изучаются с 1-го по 5-й в порядке возрастающей сложности:
1) Хейан-Шодан (эквивалент Пинан-Нидана).
2) Хейан-Нидан (эквивалент Пинан-Шодана).
3) Хейан-Сандан (эквивалент Пинан-Сандана).
4) Хейан-Йондан (эквивалент Пинан-Йондан).
5) Хейан-Годан (эквивалент Пинан-Годана).

Бассай-Дай и Бассай-Шо: «Взятие крепости»: Эти два Ката, Дай – более длинное и Шо –  более короткое, очень чёткие и требуют большой силы.

Основатель этого ката, очень древний и неизвестный, возможно, был уроженцем деревни Томари (Окинава). Бассай был одним из любимых ката мастера Чотоку Киан. Его корни уходят до древнего Ката Пассай, одного из самых старых известных Ката.
Ката практикуется в японских школах Шотокан-рю, Вадо-рю, Шито-рю, Шотокай. Это Ката древнего происхождения пришло из Томари-те и Шури-те, в основном в Ката Итосу-но-Пассаи, в двух его формах – длинном (дай), коротком (шо), прибывшем в Японию с учением первых специалистов Окинавы в первой трети XX века. Общий исторический ствол – старое Ката Пассай. Эта боевая последовательность развивает внутреннюю силу, решительный дух, мощь. Отсюда его название, которое также указывает на готовность прорвать окружение или проникнуть на вражескую территорию.
Бассай-дай: длинная форма Ката Бассай, происходящая из древнего Пассаи и присутствующая в японских школах Шотокан-рю, Вадо-рю, шито-рю, Шотокай.
Бассай-шо: короткая форма Ката Бассай, созданная Итосу Анко и присутствующая в Шотокан-Рю.

Текки (Шодан, Нидан и Сандан): «Железный всадник»: три Текки, где преобладающее положение-Киба-дачи, положение всадника. Отличительная особенность – передвижение по одной оси (Эмбусен).

Три Ката Текки (или старое название – Найханчи) намного старше Хейан (или Пинан). Это были любимые Ката мастера Фунакоши. Они совершенно показательны для старого Карате, полностью основаны на движениях малой амплитуды, но выполняются очень резко. Всё остальное вытекает из уникальной стойки этих Ката (Киба-дачи или Найханчи-дачи: поза «железного всадника»). Это положение всегда должно быть сильным, без слабости в лодыжках или коленях. Вся сила локализуется в Тандене: Хара, постоянно находящаяся под напряжением, надежно «сваривает» верхнюю и нижнюю части тела. Основная трудность этих Ката заключается в том, чтобы всегда сохранять идеальное положение, хорошо сбалансированное и сильное с боков (центр тяжести всегда занимает центральное положение), даже во время перемещений, фумикоми или вращений туловища. Нужно всегда поддерживать напряжение ног (отсюда древнее положение ног менее широкое, чем в современном Шотокане). Руки и плечи расслаблены, сила находится подмышками.
Перемещения короткие и происходят по одной линии, вправо или влево, положение тела всегда в одной плоскости, лицом вперёд. Тело и голова часто поворачиваются. У этих Ката очень динамичный ритм, и повороты головы важны; таким образом, мы осознаем важность взгляда и мышления Заншин.
Тема этих Ката-это борьба с противниками, атакующими сбоку и спереди, когда мы находимся спиной к стене (нет атаки сзади). Каждое Ката состоит из двух относительно симметричных частей в техническом отношении для Нидана и Сандана, и полностью симметричных для Шодана. Что касается фумикоми в сторону, следует помнить, что старые формы Ката были очень скупы на движения и очень осторожны, поэтому изначально этих техник либо не существовало, либо они были лишь слабо обрисованы. Мы находим эту идею в современном Вадо-рю. С другой стороны, многие специалисты по Шотокану поднимают ногу очень высоко перед тем, как нанести фумикоми (большое круговое движение ноги, высоко поднятое колено). Это не фундаментальная деталь в Ката, но очень полезная для развития потенциала бедер, когда вы достаточно гибки. Наконец, обратите внимание, что в Шотокане вращаются только плечи, бедра остаются фронтально, без изменения положения, в то время как в Вадо-рю более высокое положение тела сопровождается  большим вращением таза.

Канку-дай и Канку-шо: «Взгляд в небо»: Канку-Дай – самое длинное ката в Шотокан, поскольку в нем 65 движений.

Ката стиля Шотокан-Рю, пришедшее из Шорин-Рю и попавшее в Шури-те мастера Итосу под исконным именем Кушанку. Привезя его с собой в Японию, Гичин Фунакоши, стремясь заставить японцев 1930-х годов, тогдашних националистов, забыть о китайском происхождении этого Ката, изменил его имя на Канку. Это допускает двойную интерпретацию слову «Ку», в соответствии с смыслом, который мы хотим дать. «Кан» – смотреть, «Ку» – «небо», либо «пустота». Таким образом либо смотреть на небо («Ку»), либо смотреть на пустоту («Ку» или «Кара» – пустота) в смысле «первозданной пустоты», что подчеркивает философскую озабоченность китайского создателя Ката (напоминание о даосской концепции Вселенной). Итосу Ясуцунэ создал еще две версии первоначального Кушанку-но-ката: Кушанку-шо – короткая форма (при этом первоначальное Ката стало Кушанку-дай – длинная форма) и Шихо-кушанку. От него также произошли Ката Пинан (или Хэйан). Только длинные и короткие формы перешли в Шотокан Фунакоши: они стали Канку-дай и Канку-шо.

Канку-дай: длинная версия Ката Канку, на самом деле исходное Ката Кушанку (Итосу-но-Кушанку), которую Гичин Фунакоши преподавал в Японии в 1930-х годах в своей школе Шотокан. Эта единственная версия продолжает существовать и в стилях Вадо-рю, Шито-рю и Шорин-Рю, где она до сих пор называется Кушанку, или Косокун, однако с изменениями, согласно этим стилям, относительно общего ствола Шури-те. Первое движение Ката (Цуки-но-Мару) особенно характеризует это Ката. В исходной позиции Йои  руки располагаются треугольником (соприкосновение больших и указательных пальцев) немного впереди брюшной области: этот треугольник (небо-человек-земля) символизирует равновесие. Он помещается впереди Тандена, где концентрируется энергия.
Следует отметить, что в некоторых формах приветствия в китайском боксе (Цюань-Фа,) существует такое же расположение рук: этот треугольник, кончик которого направлен вниз, символизирует здесь цветок лотоса (в Китае это растение представляет чистоту сердца, потому что, даже произрастая в прудах со стоячей водой, оно всегда сохраняет свой первозданный белый цвет. Этот жест был также знаком сплочённости, использовавшимся мятежниками Мин против власти Цинь).
Вдох, поднимая этот треугольник к небу, вытянув руки, по средней вертикальной оси тела, в то время как взгляд, сначала горизонтальный, следует за треугольником рук. Таким образом, мы поглощаем энергию, восходящую от «жизненного центра», и от земли, навстречу энергии неба, чтобы совместить и то, и другое в конечной точке движения. Затем выдох, разводя руки по дуге, пока они не установят новый контакт друг с другом, когда они снова достигают уровня живота: ребро правой руки (символ Ян) ударяет по открытой левой руке (символ Инь). Другая интерпретация (Бункай) этого эзотерического жеста может быть, проще: показать свои пустые руки (без оружия), чтобы выразить безмятежный, ненасильственный дух. Или освобождение от попытки захвата сзади (резкий наклон вперед, спина прямая, в исходной форме). Это первое движение встречается, наряду с вариациями, в других стилях (а также в ката Найханчи Вадо-рю). Его китайское происхождение не вызывает сомнений, и его значение является общим и древним, не обязательно связанным с Канку-дай. Но оно сохранилось, в то время как само Ката, как в длинном, так и в коротком виде, претерпело множество изменений за столетие, последние из которых были обусловлены Накаямой Масатоши в рамках его Японской ассоциации карате.

Канку-шо: короткая версия Ката Канку в Шотокан-Рю. Происходит из Кушанку-шо, созданного Итосу Ясуцуне из древнего Кушанку, из которого он сделал Кушанку-дай (который стал Канку-дай в Шотокан-Рю). Кушанку-шо-но-ката был любимым Ката (Токуи-ката) Чибана Чошина (1885-1969), который верно передал его в своем Кобаяси Шорин-Рю. Гичин Фунакоши считал фундаментальным только Канку-дай. Еситака Фунакоши сильно изменил несколько отрывков из Канку-шо своего отца, всё ещё близкого к первоначальной форме Итосу, в том числе в конце, введя разворот в прыжке с Микадзуки-Гери, за которым следует уширо-Гери. Однако он уважал эмбусен и время выполнения Ката, переданное его отцом.

Эмпи (Энпи): «Полет ласточки».

Это название, данное Гичином Фунакоши одному из старейших ката Окинавы, которое он использовал в своем Шотокане. Это Ката, пришедшее из ветви Томари-те Окинавы, восходит к концу 17 века. Упоминается точная дата 1683 года, и некоторые источники предполагают, что его название – это имя его китайского создателя, мастера Цюань-фа Шаолиня (Шаолинь-си), или, возможно, имя китайского дипломата, ответственного за 1683 год (отсюда точность) администрации островов Тихого океана на юге Японии, который пришел от имени императора Китая, чтобы установить нового короля островов Рю-Кю. Эта важная фигура прибыла на «коронном корабле» (Уканшин) во главе официальной делегации, состоящей примерно из 500 важных фигур, среди которых китайские государственные служащие и военные, следовательно, по всей вероятности, также специалисты в боевых искусствах. Следовательно есть сходство с происхождением Ката Кушанку. Саппуши Ваньшу было бы именем этого делегата или (и) этого китайского эксперта. В течение столетия это Ката практиковалось исключительно в деревне Томари, где оно встречается в школе Мацумура, а также в обучении мастера То-де Санаеда. Ничего не известно о том, как это Ката попадает в Сюри-те. Но известно, что в конечном итоге оно было включено в учение Итосу Анко, который, как обычтно, изменил его на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Ката существует под старым названием Ваншу в Вадо-рю и Шито-рю, но в Шотокан оно стало Энпи, от «пи» (полет) и «эн» (ласточка), потому что Фунакоши решил не оскорблять японцев, напоминая им, что оно имеет китайское происхождение. Технически это быстрое Ката отличается поворотами, низкими движениями на уровне пола, подъемами и опусканиями центра тяжести, а также маневренностью, необходимой для плавного выполнения. Прежде всего, оно содержит часто повторяемую технику кулака, которая лишь частично напоминает исходную технику, имевшую очевидный стратегический смысл: так Аге-цуки, типичные для этого Ката, происходят из исходной техники  Какуси-цуки (скрытый удар), гораздо более сложной, когда удар начинался из неклассической позиции от бедра, а из-за спины, следовательно, из позиции, скрытой от глаз противника. Оттуда его резко выбрасывали вперед и вверх, используя хлыстовое движение локтем.

Джион: От названия буддийского храма (Дзион-дзи): Техническая база защиты напоминает китайские школы бокса.

Ката стиля Шорин-Рю, из Окинавского Томари-те, которое перешло в Сюри-те и было частью форм, привезенных Гичином Фунакоши в Японию. Его происхождение китайское, как следует из его названия (Джион переводится как «любовь и сострадание», которое также является еще одним способом чтения китайских иероглифов Шао и Линь, которые относятся к знаменитому храму Шаолинь, который он считается источником китайских боевых искусств). Его родство с Джиин и Джитте, двумя другими Ката из той же группы видно также в исходном положении, которое является их общим (Дзиай-гамае, воспроизведение китайского приветствия Цзин-Ли). Связь с буддийским храмом очевидна. По другой версии название этого Ката происходит от имени легендарного воина-монаха, жившего в 15 веке. Ката сегодня встречается в Шотокан-рю, Вадо-рю, Шито-рю и Кобаяси-Рю (древняя форма Чибаны Шошин).

Джитте: «Рука милосердия»: Иногда называется Дзютте (10 рук) в Японии; подразумевается борьба с десятью противниками.

Ката стиля Шорин-Рю Окинавского Томари-те, которое перешло в Шури-тэ, а затем в Шотокан-Рю и Шито-рю. Название «Джи-Те» может происходить от китайского «Джи-Хи»  (милосердие), сокращённо «Джи» на Окинаве, что придаёт этому Ката значение «руки (или техники) милосердия». В Японии это Ката стало Дзютте (от «Цзю» – 10 и «Те» – рука): выражение «десять рук» подразумевает идею о том, что тот, кто отлично выполняет это Ката, способен справиться с десятью противниками. Некоторые утверждают, что это название происходит от положения поднятых кулаков (Яма-гамае), которое встречается несколько раз, и напоминает форму Саи (которые также иногда назывались Джитте) японского оружия, используемого в Средние века для обезоруживания противника, атакующего саблей. Это Ката достаточно короткое. Содержит много движений защиты от палки; на самом деле существует много интерпретаций этого Ката.

Джиин: «Любовь Будды»: Техническая база защиты напоминает школы китайского бокса.

Джи-ин: Ката Сёрин-рю из Томари-те Окинавы, которое Гичин Фунакоши, привезя его в Японию в своем Шотокане, сначала назвал Сёкё. Ката также присутствует в Шито-рю. Что касается двух других Ката из той же группы, Джион и Джитте, они имеют одинаковое приветствие, правый кулак сжат в левой руке на высоте подбородка, что является очевидным следом их принадлежности к древним китайским школам бокса (Кан- фа)., очевидная копия приветствия, используемого в китайском боксе, который является «встречей Солнца и Луны» (Ян встречает Инь), знак признания во время восстания сторонников Мин против Цин (маньчжуры). Этот способ начинать Ката, помимо практического смысла, также может быть напоминанием о том, что цель, которую необходимо достичь, – это мудрость Будды. Таким образом, эти Ката хорошо отражают вечное кажущееся противоречие, которое сопровождает практику, цель которой – достичь Знания посредством овладения техникой, призванной вызвать смерть … Эта двусмысленность, вероятно, также объясняет богатство и разницу Бункай, применяемых к этим Ката в зависимости от стилей, в которых они встречаются (например, Вадо-рю сохранил только Джион) сегодня. Итосу Ясуцунэ не придавал им особого значения в своем учении, что объясняет некоторые изменения, которые претерпели эти формы при переходе от Томари-те к Шорин-рю. Джи-ин имеет отношение к состраданию и доброте (цзинь, или цзи-хи), что является одновременно буддийской позицией и присутствует в моральном кодексе самураев (бусидо), отсюда возможный намек на «любовь Будды».

Хангецу: «Полумесяц».

Ката, единственное такого типа в Шотокане, пришедшее из Шорей-рю (Наха-те), затем перенесенное в Сюри-тэ Итосу Анко. В первой половине выполнения оно имеет особенности: медленные и напряжённые движения, с медленным, глубоким и выраженным дыханием (Ибуки), направленным не на прямое применение в бою, а на работу внутренней энергии на уровне Хара и развитие мышц. Вторая же часть, напротив, динамична. Это соответствует Ката Сейшан Вадо-рю. Существуют и другие варианты Годзю-рю, Шито-рю, Кобаяси-рю и Уэчи-рю (Сейсан). Ката основано на овладении стойкой «полумесяц» (Хангецу) и движениями, которые из нее следуют ( Хангецу-хоко). Оно был одним из 15 Ката, которым обучал Гичин Фунакоши, когда он приехал в Японию в начале 1920-х годов.

Ганкаку: «Журавль на утёсе»: акцент на силе и балансе на одной ноге.

Название этого Ката «Ганкаку» было дано Гичином Фунакоши. Ката изначально принадлежит к группе Шорей и когда-то называлось Чинто, название, под которым оно до сих пор изучается в Вадо-рю. Известно несколько старых форм различного выполнения, например Киан-но-Чинто (мастера Киан Шотоку), Арагаки, Мацумура (которые ввели его в стиль Томари-те), мастера Итосу, которое наиболее близко к форме современного Шотокан. В ходе выполнения этого Ката неоднократно встречается образ журавля (Каку) на утёсе (Ган). Одним из главных моментов этого Ката является поиск силы и равновесия на одной ноге, с двойными приёмами руками (как атакованная птица защищается, хлопая крыльями). Этим аспектом Ганкаку, безусловно, восходит к стилю журавля в китайском боксе (Бай-хе-цуань или Пао-чуан). Заметна эволюция позиции на одной ноге (Сагиаши дачи или Цуруаши дачи): в старых формах стопа поднятой ноги соприкасалась с внутренней стороной колена опорной ноги, в современной форме это подъём стопы, который ложится в коленную впадину опорной ноги. Выполнение Ката линейное.

Чинте: «Тайная рука»: остатки старой формы, в основном круговые техники и удары двумя пальцами руки (нихон нуките).

Это очень старое Ката, пришедшее из Китая, и когда-то особенно много практиковавшееся в области Шури на Окинаве (Чинтей или Чинти), возможно, со времен Сокона Мацумуры. Чинте, по-видимому, не был известен в Томари-те, но изучался  ещё в XVIII веке в районе Шури. Оттуда, через непревзойденного эксперта Итосу, Ката перешло в Кобаяси-Рю на Окинаву (Чинтей), а затем в стили Шотокан-Рю и Шито-рю в Японию. Фунакоши Гичин, который привез его в Японию в начале XX века, не причислял его к числу наиболее представительных Ката в своем обучении и даже изменил его название, назвав  его Шоином: название, которое существовало недолго. Можно перевести «Чин»  несколькими способами : «Чин» – «спокойный», таким образом мы получаем «спокойную руку», либо «Чин» –  как «редкий», мы получаем «редкую руку» (в значении: тайная, скрытая, мало изученная) или «любопытная рука».  Идеограмма «Чин»  при прочтении на окинавском языке, является эквивалентом «Дянь-Сюэ» на китайском языке, то есть относится к искусству атаки жизненно важных точек (мы находим эту возможную интерпретацию  в таких Ката, как Найхан-Чин, Сан-чин, Со-Чин, Чин-то, Шизо-чин, Сеен-чин…), что также позволяет думать об этом другом варианте названия.
Это смесь классических движений (Шуто-уке, Мае-гери…) и техник, малоиспользуемых в современном стиле (открытие движения, удары вертикальным кулаком (тате), уколы в глаза…), остатки древних форм, что делает это Ката редким (Чинте – «редкая рука» или «тайная рука») и интересным. В частности, пять раз встречается техника нанесения вертикального удара кулаком в раскрытую ладонь противоположной руки. Это очень древняя техника, пришедшая из Китая, в которой один удар наносился по противнику, защищенному кирасой, в то же время, когда другая рука фиксировалась за его спиной, позволяя ударной волне распространяться внутри брони без потери энергии (так называемый метод удара «по наковальне», когда ударная волна остается в теле противника и достигает всех жизненно важных точек рикошетом: это «кулак-молот» против «ладони-наковальни»). Таким образом, техническая форма, практикуемая в нынешнем Ката, является лишь символикой реальной атаки. Ката особо динамичное, с чередованием быстрых и более медленных частей. Чинте также выделяется среди других Ката большим количеством круговых техник, сохранённых в нём, несмотря на предпочитаемые в Шотокане прямолинейные техники. Завершающее движение Ката, ещё одна реликвия старых китайских форм, символизирует прибой волны, которая умирает на берегу, а также поглощение мощи воды песком, символизирует возвращение к спокойствию после насилия. По другой версии конец этого Ката просто был утерян…

Сочин: «Спокойная сила»: особенно интересно из-за положения Фудо-дачи настолько, что ката дало название этой самой стойке (Сочин дачи).

Ката «Великое безмолвие» или «Спокойная сила» («Со» – сила, «Чин» – спокойствие), окинавское Ката Томари-те (от Арагаки Камадунчу), перешедшее в Шури-те, а затем в Шорин-Рю. Также входит в группу Ката Арагаки, как и Ниджушихо и Унсу. Оно перешло в Шито-рю, и Фунакоши Еситака ввел его в систему Шотокана под названием Хакко. Он узнал об этом Ката от старого окинавского эксперта (иногда оно также появляется под названием «ката старика», вероятно, с намёком на то, что только зрелый, старый человек способен понять суть этого Ката). В настоящее время существует множество форм и интерпретаций, но важнейшей базой этого Ката является стойка Сочин-дачи (или Фудо дачи), «неизменная позиция», которая должна «укоренять» к земле выполняющего это Ката. Колени сильно согнуты с напряжением наружу, центр тяжести слегка смещён вперёд, бёдра напряжены. Эта стойка как бы является компромиссом между Дзенкуцу дачи и Киба дачи. У этого Ката особый ритм. Сочин также присутствует, хотя и сильно отличается от Шотокана, в Кобаяси-Рю (Арагаки-но-Сочин).

Годжушихо-шо и Годжушихо-дай: «54 шага»: здесь Шо и Дай означают не длину ката, а амплитуду движений.

Ката по происхождению из Шури-те, из школ Мацумура Сокон и Ясуцунэ Итосу. Годжушихо  появился в старых школах Окинавы под названием Усейчи (Ката Шури-те мастера Итосу), позже стал называться Хотаку мастером Фунакоши по причине сходства многих часто повторяющихся движений с ударами зелёного дятла (Хотаку или Кицуцуки), когда он стучит по стволу дерева. Другие видели в этом ката 54 шага (Годжу -50, Ши – 4, Хо –шаг), сбивчивое и неуверенное поведение пьяного человека (интерпретация, форма которой сохранилась в Мацубаяши-Рю, наиболее близка, однако очень далека от китайского стиля Цуй-па-Сянь, который мог быть вдохновителем этого Ката). Каким бы ни было его изначальное происхождение, раньше был только один Годжушихо. В современном Шотокан существует два Ката Годжушихо:  Дай (большой) и Шо (маленький), которые позволяют лучше распределить технические сложности этих Ката. Но, в то же время это создаёт путаницу при выполнении из-за сходства этих Ката. Усейши когда-то считался самым развитым ката в школе Шури-те. Нынешнее Годжушихо, последняя эволюция одного из древнейших Ката на Окинаве (Окинава-те), до сих пор сохраняет следы методов китайских монастырей, что позволяет проследовать до времен Шаолиньского монастыря (Шаолинь-Си): а также движения журавля и тигра, как они появляются в Бубиши. Ката всегда присутствует в стилях Шорин-Рю, Кобаяси и Мацубаяси Шорин-Рю, шито-рю и Шотокан-Рю. Существует версия Годзушихо-шо в Исшин-Рю Симабукуро Таро, который узнал об этом от Киан Чотоку. Следует также отметить, что форма Годзушихо, переданная Хига Ючоку (Шорин-Рю), имеет отрывки, близкие к китайскому боксу (Цюань-Фа), известному как «пьяный человек» (Цзуй-Цюань), с выраженными дисбалансами в плечах при перекрестных шагах в сторону. Хирокадзу Канадзава называет  «Дай» Ката «Годзушихо-шо, поскольку он считает, что это Ката, более близкое к древнему Усэйчи, фактически является «первым» (другое значение «Дай») в исторической эволюции Ката.
Эмбусен в этих Ката практически идентичен.

Ниджушихо: «24 шага»; особенный ритм благодаря последовательности быстрых и медленных движений.

Это Ката практикуется в нескольких стилях (Нисейчи в Вадо-рю). Происхождение и создатель неизвестны. Возможно, что, подобно Унсу, Сочин или Ананко, с которыми есть сходство в некоторых пунктах, это Ката было частью группы, изучаемой в школе Ниигаки (или Арагаки). Чередование быстрых и медленных перемещений создаёт особый ритм. Несмотря на, казалось бы, классические приёмы, его бункай, эмбусен и дыхание, присущие этому Ката придают ему оригинальный вид. Например, 2,3 и 4 движения должны следовать друг за другом гармонично, без разрыва. Связь этих трёх техник является имитацией волны и прибоя. Здесь очевиден намёк на естественные явления обновления энергии. Каждое Ката содержит подлинные сокровища, настоящие ключи к пониманию, выходящие далеко за рамки простого спортивного выполнения техник. Название Нисейши сохранилось в стилях Вадо-рю и Шито-рю. Кроме того, Масатоши Накаяма, сопровождавший Гичина Фунакоши в гостях у Мабуни Кенвы в его Додзе Шито-рю, воспользовался этим, чтобы изучить его и тем самым познакомиться с техникой Шотокана.

Унсу: «Рука в облаке»: это единственное ката, содержащее маваши гери.

Корни этого Ката вероятно восходят к группе Ниигаки (или Арагаки), наряду с Ниждушихо (Нисейчи в Вадо-рю) или Сочин. На самом деле, происхождение этого очень старого Ката неизвестно. Оно впервые появилось под названием Унсу («Ун» – облако, «Су» – рука), возможно, как идея встречи облаков, вызывающих грозу. Унсу это концентрированная версия пятнадцати Ката, включая Бассай, Канку, Джион, Эмпи, Джитте и Ганкаку. Поэтому изучение этого Ката предполагает, что вы уже освоили все остальные Ката. Его особый ритм, с одной стороны, где есть акцент на скорости, рваный ритм, некоторые специфические движения, которые не встречаются в других Ката (это, например, единственное Ката с Маваши гери, выполняемого, к тому же, из положения на корточках), делают его особенно интересным для изучения. Это Ката практикуется в Шотокан-Рю, Шито-рю, Шорин Кобаяси-Рю.

Мейкё: «Полировать зеркало»: имеет очень специфический прыжок, санкаку-тоби-гери.

Основатель неизвестен, однако Ката имеет длинную историю. Сначала оно практиковалось в стиле Томари-те под названием «Рохай» или «Лорей». Старая форма, сильно отличающаяся от Шотокана, по-прежнему практикуется в школах Шито-рю (Рохай) и Вадо-рю (обычно произносится как «Лорей»). Гичин Фунакоши в дальнейшем назвал его Мейкё («полировать зеркало», ссылка на одну из императорских драгоценностей, или «танец зеркала», который якобы был исполнен на заре истории Японии богиней солнца Аматэрасу-о-Миками…). Мы находим этот намек на зеркало в очень старом священном танце Синто в Японии. Но это также классика во всех японских боевых искусствах (Будо) с точным смыслом: нужно при помощи тренировок приобрести состояние разума, гладкого и ясного, как поверхность зеркала (отсюда знаменитая концепция в карате-до «Мизу но кокоро», или  «водный дух», намек на спокойное состояние ума, как поверхность озера, способного мгновенно отражать всё). Таким образом, первое движение Ката понятно только в том случае, если оно помещено в древний культурный контекст, и в нём не следует чрезмерно пытаться увидеть никаких движений, непосредственно связанных с боем. Простой «боевой» Бункай (что было бы возможно…) показал бы здесь полное незнание историко-философско-религиозных корней Востока. Сейчас только начало формы этого Ката в Шотокан напоминает старый Рохай (на самом деле их было три: Шодан, Нидан и Сандан). В Рохай встречаются техники на одной ноге в Сагиаши-дачи, чего нет в Мейкё (но которые практикуются в Рохай стилей Вадо-рю и Шито-рю). С другой стороны в Мейкё встречаются техники защиты против палки, которых нет в старом Рохай. На самом деле, если не считать часть идентичных техник в начале Рохай и Мейкё, трудно утверждать, что эти Ката имеют одно происхождение, и, несмотря на некоторые распространённые представления, специалисты всё ещё сомневаются в точном происхождении Мейкё. Эмбусен и ритм этого Ката представляют некоторые трудности.

Ванкан (Ванкуан): «Королевская корона»: это самое короткое из Ката Шотокан. Оно содержит сложную, но эффективную технику.

Окинавское Ката Карате Шорин-рю из школы Томари-те (группа Мацумора), ранее также появлявшееся под названиями Мацукадзе, Шиофу, Хико (также Окан, в Кобаяси-рю Мияхиры Кацуя). Вероятно, китайского происхождения, но истинные корни этого Ката остаются неизвестными. Его название по происхождению (Мацукадзе) можно перевести как «ветер в соснах». Затем оно становится «королевской короной» – Ванкан (или Ванкуан). Впоследствии Ката перешло в Сюри-те, где несколько раз видоизменялось. Сегодня существуют большие различия между этим Ката в версии Шорин-рю на Окинаве и его версиями в Шито-рю или Шотокан-рю. Это самое короткое Ката в Шотокан-рю, и его техника не имеет ничего впечатляющего по сравнению с другими Ката. Тем не менее, оно содержит реальные трудности для правильного выполнения, а также настоящие секреты эффективности, в частности, в технике уклонения (Кузуши-ваза) и которое должно быть выполнено быстро и чётко.

Другие Ката, изучаемые в нашем Доджо.

Кошики-Ката: Хаппорен, Роккишу, Папурен, Хакуфа
Ката Тенгу-рю: Кара-Хо Тенгу-Но-Ката, Кумите-Но-Ката, Тенгу Гошин-Но-Ката

Текст взят из книг Роланда Хаберзетцера
«Карате Ката. 30 Ката Шотокан» и «Энциклопедия боевых искусств»

Перевод текста с французского: Наталья Щукина,
4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©