Тонфа

Тонфа

Тонфа (или туй-фа, или тонгва) была поначалу сельскохозяйственным инструментом, превращённым ушлыми окинавскими аграриями в оружие против японских оккупантов клана Сацума. Импровизированное оружие обладало внушительной мощью в руках опытного tonfaкрестьянина. Тонфа – это всего лишь черенок из твёрдого дерева, длиной около 50 см, который вставлялся в вертикальную часть каменного жернова, предназначенного для размола зёрен кукурузы и других зерновых культур. На расстоянии в три четверти длины палки вертикально закреплялась цилиндрическая рукоятка, позволявшая приводить в движение весь механизм. В случае необходимости, она могла быть быстро извлечена из камня, и послужить какой-то другой цели или просто бесполезно валяться на земле. Даже при большом желании невозможно было обвинить всех владельцев тонфы в том, что они прячут оружие. И даже, если кто-то попытался конфисковать все тонфы, это привело бы лишь к тому, что жители островов, а за ними и сами оккупанты лишились бы всех средств пропитания! И так каждый раз элемент случайности был на стороне окинавцев.

Невозможно точно определить, в какой именно момент у тонфы произошло это “изменение области применения”. Многие народы использовали и используют тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то мирный крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается за рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на солдата или бандита. Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Что совершенно очевидно, так это то, что первые следы такого вот неординарного применения сельскохозяйственного инструмента теряются где-то на острове Окинава, где имело место систематическое применение мирного черенка в военных целях. Именно там и была создана методика боевого применения тонфы, исходя из приобретённого человеческого опыта, и родилась эта методика в сотнях маленьких деревень и посёлков, (к этому обязывала война). И пусть никого не удивляет различие в названии приёмов, они-то все одинаковы, а разница в названиях объясняется географической изолированностью деревень и маленьких островков архипелага Рю-Кю, центром которого была Окинава.

Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне зависимости от того, какие модели можно встретить в различных Доджо (круглого сечения, трапециевидного, квадратного, из различных пород дерева). Их объединяет одно: из какого бы дерева не была сделана тонфа, какого бы сечения она не была, в какой бы цвет не была окрашена, главное – это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли тонфа для практического применения или это просто предмет интерьера.

Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.

Те советы, которые можно дать при использовании сай и нунчаку, применимы и в овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.