История возникновения и развития Карате-до

История возникновения и развития Карате-до

Несмотря на то, что восточное боевое искусство, называемое Карате-до, считается японским, сами жители Страны восходящего солнца до 20-го века не знали, что означает этот термин. А все дело в том, что исторической родиной карате является остров Окинава, который расположен в 500-600 километрах от островов Кюсю и Тайвань.

История зарождения

       Итак, давайте рассмотрим, что представляет собой остров – родина Карате. Это очень маленький кусочек суши, который расположен на пути между Тайванем и Кюсю и имеет очень интересную форму завязанной в узелок веревки. Кстати, название так и переводится – веревка на горизонте. Впервые здесь было сформировано искусство окинавской руки – Окинава-те. Это произошло в XII-XIII веках в результате слияния приемов рукопашного боя и других древних боевых систем, причем некоторые из них были заимствованы моряками в Индии и Китае.
       С 1429 г. король Се Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хоку Сан (северная гора), Нан Дзан (южная гора) и Тю Дзан (срединная гора). Желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, Хаси ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался совершенно беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, которых немало скрывалось в лесистых горах острова. Эти меры заставили многих крестьян искать спасения в Кемпо, чтобы противостоять врагам. Именно в этот период были созданы два стиля рукопашного боя. Один – в среде дворянства, он назывался «Те», другой развивался в среде простого народа и назывался «Рюкю кобудзюцу». Население Окинавы начало объединяться в разные союзы самообороны. Центрами распространения Кемпо стали крупные города. Кемпо на островах Рюкю в ту пору называлось просто «Окинава те» или «То-Те» («волшебная рука»). На Окинаве стили «Те» различались соответственно по городам: Наха те, Сюри те, Томари те.

      В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям. В течение всего XVII столетия школы «Те» действовали в глубоком подполье. Все ученики давали клятву на крови о хранении тайны. Если же кто-нибудь под пытками выдавал собратьев японским властям, предателя ждала смерть. Его вывозили на лодке далеко в море и, слегка поранив, бросали в воду. Через несколько мгновений он оказывался в пасти акулы.
      Термин «Карате» («китайская рука») был введён в обращение в XVIII веке неким Сакугавой из окинавского  местечка Аката. По возвращении из Китая, где Сакугава изучал шаолиньские единоборства, он основал частную школу Карате-но Сакугава.    Сакугава Канга (1733—1815), также известный как Сакугава Сатунуси и Тоде Сакугава — окинавский мастер боевых искусств, внёсший большой вклад в развитие окинавского То-Те, ставшего предтечей современного карате.

Сакугава
Сакугава Канга

В 1750 году Сакугава начал тренироваться у окинавского монаха Пэйтина Такахары. После шести лет тренировок Такахара посоветовал Сакугаве пойти в ученики к китайскому мастеру Гун Сянцзюню.  У Гун Сянцзюня Сакугава также учился шесть лет и в 1762 году начал распространять полученные знания. За его мастерство в китайском боевом искусстве Сакугаве дали прозвище «Тоде» — «китайская рука». Первые сведения о появлении карате, или То-Тэ, зарегистрированы в конце XVIII – начале XIX столетия. Сёсин Нагаминэ в книге «Основы Окинавского карате до» приводит точную дату – 1761 год. Именно тогда китаец по имени Кусанку продемонстрировал восхищенным зрителям на острове Окинава свое мастерство в китайском боксе. То-Те может означать китайский бокс, хотя в течении нескольких столетий ему предшествовало боевое искусство, известное просто как «Ти». Позже этот термин подвергся японизации и стал звучать как «Те» означая «рука». Таким образом, можно утверждать, что То-Те на Окинаве появилось благодаря окинавцам, которые изучали китайский бокс в Китае, и китайцам, которые преподавали его на Окинаве.
Годы упорных тренировок превращали руки и ноги жителей Окинавы в оружие разрушительной силы.
В течение XVII-XVIII веков стили «Те» и «Кобудо» слились с известными на островах архипелага фрагментами китайских систем боя и зародилось новое боевое искусство, известное под названиями «Окинава-те» (Окинавская рука) и «Кара-те» (Китайская рука).
Итак, общую историю развития и становления окинавского боевого искусства можно представить следующими важными этапами:

I этап:

Возникновение и эволюционный характер развития местных форм кулачного боя, свойственный всем народам. Продолжительность его можно условно ограничить рамками с VII века н. э., с первых документальных сведений о кулачном бое, существовавшем на острове Рюкю и упоминающемся в японских хрониках «Нихон соку» («Душа Японии»), и до середины XVI в., когда Окинава наладила торговые отношения с соседними странами.

II этап:

Слияние техники Окинавского рукопашного боя с системами китайского Кэмпо и формирование к 1629 году системы Те или То-Те. Этот период характеризуется наиболее активной деятельностью китайских мастеров на Окинаве.

III этап:

Дальнейшее развитие и формирование трех ветвей То-Те, которые именовались по названию местностей, где они практиковались и приобрели характерные особенности: СЮРИ ТЕ и НАХА ТЕ. Практикуемое в г. Томари-ТОМАРИ ТЕ считалось родственным СЮРИ ТЕ. Примечательно, что на Окинаве до сих пор нет различия и разделения карате на стили. Их также подразделяют на СЮРИ ТЕ, НАХА ТЕ, ТОМАРИ ТЕ.

IV этап:

Формирование к исходу XIX в. двух ведущих направлений традиционного Окинавского карате – СЁРИН РЮ и СЕРЕЙ РЮ на основе СЁРИНДЗИ РЮ ГОКОКУ АН КАРАТЕ и смещение ветвей СЮРИ ТЕ, НАХА ТЕ и ТОМАРИ ТЕ. В результате смещения стилей СЮРИ ТЕ и ТОМАРИ ТЕ появился стиль СЁРИН РЮ, а СЕРЕЙ РЮ возник на основе НАХА ТЕ и ТОМАРИ ТЕ.

V этап:

Появление пяти крупнейших стилей карате ШОТОКАН, ГОДЗЮ-РЮ, СИТО-РЮ,  ВАДО-РЮ и КЕКУСИНКАЙ к середине ХХ-го века.

VI этап:

Появление множества различных стилей карате на основе смещения СЕРИН РЮ, СЕРЕЙ РЮ и пяти японских.
Формирование системы боевого искусства на Окинаве и его практика велись в значительном отрыве от философской базы, выдвигая на первый план задачи сугубо прикладного характера. В силу исторических обстоятельств карате на начальных этапах своего развития служило средством выживания в жестокую эпоху средневековья и изучалось исключительно как смертоносное единоборство.

         В конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и Окинава стала ещё одной префектурой Японской империи. Во время набора в армию врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством То-Те. Это послужило аргументом для включения То-Те в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению. Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику.
         В начале XX века на Окинаве сложилась очень тяжёлая экономическая ситуация и окинавцы массово переезжали на основные японские острова в поисках работы. Вместе с ними туда попало и карате. Однако японцы на карате не обращали особого внимания до тех пор, пока в 1920-х годах окинавский мастер Мотобу Тёки победил в публичном бою западного боксёра, а журнал «Кингу» не напечатал об этом красочный репортаж. Но, так как окинавский диалект сильно отличался от классического японского языка, то японцы более охотно шли к тем, кто мог преподавать на классическом японском языке, а это были в основном люди из окинавских школ, которые изучали карате уже по модернизированной программе. Таким образом, в Японии карате стало распространяться в основном именно в «физкультурном» варианте; есть немало высказываний окинавских мастеров 1920—1940-х годов о том, что в Японии карате сильно искажено — по сравнению с «традиционным» окинавским вариантом.
         Боевое искусство вышло за пределы клановых семейных школ Окинавы и быстро завоевало всю Японию, чему во многом способствовала бурная деятельность Фунакоши, который читал лекции в университетах, организовывал группы по изучению карате, сам демонстрировал его приёмы. В начале века Гичин Фунакоши с группой единомышленников начал пропаганду карате сначала на Окинаве, а затем и в Японии. В 1924 году он открыл первый публичный клуб карате в токийском университете Кэйо.

Иероглиф «кара» — «китайский» был изменён на сходно звучащий, но имеющий другой смысл иероглиф «кара» — «пустой». Гичин Фунакоши  (1868—1957), известный мастер и популяризатор карате, так объяснил смысл этой замены: «Как полированная поверхность зеркала отражает всё, что находится перед ним, а тихая долина разносит малейший звук, так и изучающий карате должен освободить себя от эгоизма и злобы, стремясь адекватно реагировать на всё, с чем он может столкнуться. В этом смысл иероглифа «пустой». Первое задокументированное использование омофона «кара» в значении «пустой» вместо «Династия Тан» (в смысле «китайский») появляется в книге «Карате кумите», написанной в августе 1905 года Тёмо Ханасиро. Китайско-японские отношения  никогда не были хорошими, особенно во время японского вторжения в Маньчжурию, отсылка к китайскому происхождению карате считалась политически некорректной.
Название «пустая рука» (空手) было утверждено на конференции 1935 года, собравшей мастеров различных стилей окинавского карате. Позже, под влиянием основателя дзюдо – мастера Дзигоро Кано, Фунакоши ввёл новое название: «Карате-до» — «Путь пустой руки» (空手道) и требовал отныне называть свой стиль именно так. Тем самым Гичин Фунакоши  подчёркивал тот факт, что карате-до является не только боевым искусством, но и, по аналогии с дзюдо — системой физического и духовного воспитания. Именно поэтому Шотокан карате-до называют самым академическим стилем японского Карате, несущим дух Будо, в отличие от модернистских стилей Карате, появившихся в последнее время, возможно более практичных, но являющихся по сути всего лишь системами рукопашного боя.

Основные стили Карате.

На сегодняшний день невозможно назвать точное число стилей каратэ, известно только, что их более нескольких сотен. Тем не менее можно выделить пять основных стилей японского каратэ.

Фунакоши
Гичин Фунакоши

Шотокан (сётокан). 松涛館   Многие ошибочно считают, что название стиля переводится как «Сосны и Волны». На самом деле «Шото» это литературный псевдоним Гичина Фунакоши, взятый им еще со времен пребывания на Окинаве, где он преподавал японский язык в педагогическом училище, в г. Шури (Сюри). Там же у Гичина Фунакоши была своя школа, под названием «Шото Гакко», где он преподавал карате. Вот именно псевдоним «Шото» переводится как «сосны и волны», но это не имело никакого отношения или связи с самим Карате-До, до тех пор, пока ученики Фунакоши не построили в знак благодарности своему учителю «Доджо». Над входом они повесили вывеску, на которой написали прозвище учителя. Было написано «Дом Шото». Отсюда школа Фунакоши и получила название Шотокан в 1936 году. Основатель стиля — Гичин Фунакоши, но наибольший вклад в развитие стиля внес его сын Гико. Шотокан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю-рю, изобилующим круговыми движениями. В основе стиля лежит окинавская техника Сюри-те, которую Фунакоши изучал у мастеров Адзато и Итосу. Для этой техники были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне, высокие стойки.
Впоследствии Фунакоши и его ученики дополнили эту технику новыми элементами, такими как удары ногами на верхнем уровне, низкие стойки, а бой стал вестись преимущественно на средней дистанции. Другими словами, произошла универсализация стиля Шотокан. Для современного Шотокан характерны:
•    Низкие, широкие, прочные стойки.
•    Переходы динамичные и четкие.
•    Мощные и энергичные движения.
•    Удары идут от бедра.
•    Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
•    В защите – надежность и сила блока.
•    Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.
Важное место в системе тренировок Шотокан карате-до, наряду с кихон и кумите, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хейан, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Серей рю: Текки, Джитте, Хангетсу, Джион.

 

 

Оцука
Хиронори Оцука

Вадо-рю 和道流, или «путь гармонии». Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоши, в 1939 году. В этом стиле используются болевые захваты за кисть руки, техника ухода от ударов, броски. Упор здесь на мобильность в передвижениях. Нацелен на спарринг.  В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нём практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю-рю и Шито-рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость. Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо-рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума. Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности. Для Вадо-рю характерны:
•    Стойки более высокие и подвижные, много уклонов и уходов.
•    Много блоков выполняемых джодан, в отличие от большинства стилей окинавского и японского карате, где эти блоки выполняются на среднем уровне.
•    Нет жестких блоков, но очень много отводящих и протягивающих.
•    Все удары и блоки выполняются с мощной скруткой корпуса и бедер (Таи-сабаки), что служит не только усилению атаки, но и позволяет избежать возможной синхронной контратаки.

 

Мияги
Тёдзюн Мияги

Годзю-рю 剛柔流 (перевод – «Твердый-мягкий»). Движения атаки твердые, проводятся по прямой линии, а движения защиты мягкие, осуществляются по окружности. Наиболее из всех стилей далёк от спортивно-соревновательной направленности в своем чистом виде. Стиль создан на базе окинавского Наха-те и китайского Цюань-шу учеником мастера Канрё Хигаонна – Тёдзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю-рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «Го» (твердое) и «Дзю» (мягкое). Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «Го» до «Дзю» и от «Дзю» до «Го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «Го», то необходимо встретить его началом «Дзю». Если соперник противостоит началом «Дзю», нужно встречать его началом «Го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «Го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «Дзю» – дзенскую медитацию. Как правило в Годзю-рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.
Его характерные черты:
•    высокие стойки,
•    медленные, «тяжелые движения»,
•    мощные удары.
Стиль этот не так красив, как Шотокан, но более эффективен.

 

Мабуни
Мабуни Кенва

Шито-рю 糸東流.  Один из крупнейших стилей японского Карате-до. Создан в середине 30-х годов XX века (предположительно в 1931) другом Фунакоши — Мабуни Кенва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно. Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Шотоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений. Всего в стиле насчитывается более 50 ката. На тренировках уделяется внимание базовой технике, оттачивается её точность, скорость, ритм, разучиваются комбинации приемов, основы правильного дыхания и управления центром тяжести.
Особенности:
•    Используются длинные линейные стойки и физическая сила от стиля Сюри-те. Низкие и высокие стойки и сила внутреннего дыхания (жёсткая и мягкая техника) заимствованы от стилей Наха-те и Томари-те.
•    Стиль Шито-рю, сочетает в себе скорость, силу и грацию. Он включает в себя мощные ката Сюри-те, жёсткие и мягкие ката Наха-те и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля».

 

Ояма
Масутацу Ояма

Кекусинкай  極真会 начинается в 1956 году. Основателем является кореец по происхождению Масутацу Ояма (1923-1994) (учился у Гичина Фунакоши). Название переводится как «Предельно правдивый стиль». В 1954 году был открыт первый доджо Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения. Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю-рю.
Базовая техника включает в себя:
•    изучение стоек,
•    перемещений,
•    ударов,
•    блоков,
•    комбинаций (ренраку),
•    формальных упражнений.
Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамешивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамешивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.
Прямой удар в Кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.