«Боевое» искусство, для чего тренироваться…?

«Боевое» искусство, для чего тренироваться…?

Этот текст Шихана Роланда Хаберзетцера появился в 30 и 31 номерах журнала «Dragon» (ноябрь 2008 – январь 2009), как последняя тема его «Тема для размышлений». Оригинал этой статьи можно прочитать здесь: http://www.tengu.fr/budocult24.htm

Результат?

    Моя последняя стажировка в России, в городе Оренбург на Урале, завершилась пресс-конференцией. Первый же вопрос, заданный одним из присутствовавших журналистов, я понял ещё до того, как мой переводчик перевёл его мне (я на самом деле уловил слово «результат»…). Я понял, что мне только что жёстко задали ТОТ вопрос, который каждый имел право задать после посещения любой части стажировки, которую я только что провёл.

    Что принесла эта стажировка по Тенгу-рю Карате-до с точки зрения «результатов»? Если говорить более конкретно, были ли чемпионские титулы, подготовка к получению этих титулов, медалей, наград? Какие-нибудь продвижения? Как объяснить этому молодому журналисту, что ничего этого не было? Что смысл нашего семинара, в котором, тем не менее, приняли участие продвинутые и более чем мотивированные каратисты, приехавшие за сотни километров, был в другом? Что прогресс, безусловно, был, но он был материализован… никак, что его невозможно измерить, используя обычные критерии для встреч такого типа? Что мы тренировались на пути развития, строго ограниченном понятием «боевые действия», столь отличном от спортивной подготовки?

    Это далеко не очевидно, в стране, где «результаты», кажется, имеют значение только в том случае, если их можно ощутить в очень прагматичных областях… Более того, сегодня никто не замечает очевидной чрезмерной путаницы между этими двумя точками зрения. Эта путаница сохраняется на фоне определенной (и такой быстрой!) социальной эволюции, ускоренной удручающим отсутствием минимума исторической культуры и невероятной невосприимчивостью общества, словно находящегося под наркозом, которое словно оцепенело от реальных проблем, которые нападают на него со всех сторон.

    Столкнувшись с недоверчивым взглядом этого молодого журналиста, я почувствовал, как меня вдруг одолела какая-то сильная «внутренняя» усталость. Я подумал, что абсолютно нет смысла больше пытаться хотя бы немного объяснить, что существовали мир и общество, предшествовавшие тем, которые мы знаем сейчас. Там поведение часто было, скажем так, другим…, часто в более враждебном контексте, где выбор должен был основываться на других оценках реальности. Я почувствовал, что все эти страницы, написанные со времени моих самых первых работ по боевым искусствам, что все слова, сказанные во многих курсах, в течение более чем полувека потраченных на то, чтобы снова и снова иллюстрировать, что содержит в себе боевая практика, имеющая образовательный характер (Бу-ику), решительно ничего не весили по сравнению с тем, во что превратилась эта обедненная концепция (и это слабо сказано) в начале этого столетия.

    В самолете, возвращавшемся с Урала, я сам столкнулся с тем, к чему меня привёл невинный вопрос журналиста. И на который я попытался ответить, исходя из критериев оценки, которые были его собственными, в этом спортивном мире, в котором он стремился быть подотчётным. Это было, конечно, так: мы практиковались на «боевом» пути, и я действительно считаю, что мне удалось заставить его признать это. Хотя, очевидно, он не совсем понимал обоснованность такого шага. Потому что это «боевое» искусство… но… для чего тогда это нужно?

«Боевой» язык?

    Во-первых, что же означает сегодня «боевой» язык в гражданском обществе, которому посчастливилось жить в мире в 2008 году? Является ли такое упоминание просто политически корректным, всего лишь социально принятым… Я имею в виду практику, которую я ещё раз определяю как «личное знание», предназначенное для решения неизбежной проблемы конфронтации в «реальном мире». Это знание — оружие ответного действия, которое нужно использовать на протяжении всей жизни с устойчивой идеей его НЕиспользования. Это открывает морально-философское значение послания, содержащегося в движениях…

    Единоборства же являются игровой и систематизированной практикой жестов боевого «происхождения», ограниченной более или менее длительным периодом жизни, но с правом их реального использования, для «развлечения»…(1). И, это касается спорта, с различными формами возможного заработка.

    Во-вторых, какое право обычный человек имеет на технику, которой обучают гражданских лиц? Технику, исповедующую чрезмерный результат, вроде того, как если бы любой мог свободно разгуливать с заряженным оружием… Однако для владения оружием требуются строгие разрешения в наших западных обществах. Такая «свобода» – это последствия толерантности. Но … поскольку по своей сути мы допускаем, что «пустую руку» тренируют не для спортивной цели, не для того, чтобы набрать «очки», а для того, чтобы быть способным реагировать на экстремальные ситуации, для результата, который может быть смертельным (что даже является намеченной целью), в чём тогда разница?

    Не идёт ли тогда речь о владении оружием, которое законодательно называется «природным»? Доведение удушающего захвата до конца убивает даже вернее, чем пистолетная пуля. Попадание в жизненно важную точку, бросок или воздействие на суставы могут нанести необратимые повреждения, а то и убить… В «боевом» искусстве в этом вся суть, верно?

    Это мы хотим видеть во всех этих демонстрациях традиционного Будо, где редко даруют милосердие уже поверженному противнику, уже лежащему на земле беззащитным…? Я имею в виду то, чему публика радостно аплодирует… Видит ли эта публика то, что ей показывают? Боевые приёмы, содержащиеся в рамках демонстрации, не имеющей реальных последствий, такие как спортивные приёмы боевого происхождения, широко распространены в обществе, чрезмерно ориентированном на соревнования или игры, во всех их формах.

    Но совсем другое дело – это реальная практика, явно предназначенная для войны. Эта практика, с другой стороны, становится неприемлемой в том обществе, где такое поведение стало прерогативой нескольких категорий людей (полиции, жандармерии, армии, в рамках защиты общества). Всё это сгруппировано в обнадеживающие правовые рамки. Тогда до какой степени, если говорить честно, допустимо по-прежнему преподавать и практиковать в Доджо настоящие «боевые» направления, то есть борьбу за выживание, где по определению допустимы возможные летальные последствия? Не с демонстрационной целью, а для «реального мира»?

Когда дует так много встречных ветров…

    Известно моё определение подлинно «боевого» искусства, то есть действительно действующего, если необходимо, в реальности, в ответ на насилие в современном мире. Это не совсем подходит для «традиционной» практики, и я часто развивал свой анализ на эту тему (2). Ещё раз повторим, что искусство можно назвать «боевым» только в том случае, если оно способно эффективно служить. Сегодня. Не 150 лет назад или больше, когда мы жили в закрытом мире, без контактов друг с другом, где менталитет и поведение часто отличались от нынешних. Насилие, и законы тоже. Эти боевые искусства прошлых лет, называемые традиционными, я предпочитаю называть «классическими», потому что наши через какое-то время станут не менее «традиционными»…

    Если внимательно присмотреться, мы увидим, что существует отправная точка Традиции (но конечная точка будет только с концом человечества), которую по-прежнему очень интересно изучать. Потому что Традиция всегда будет корнями нынешних листьев одного и того же дерева… Но зачем оставаться зацикленным только на этих корнях до такой степени, чтобы пренебрегать новыми побегами искусства, живущего в ногу со временем? Классические боевые искусства, будь то японские, китайские или любого другого общества мира (они есть практически везде), должны остаться в нашей памяти, уважаемыми в виде древних практик, такими, какими они были переданы нам. Я всегда четко это понимал.

    Все человеческие ноу-хау должны оставаться в коллективной памяти. Правильно, что существует и поддерживается ряд структур, посвященных этому: музеи, фонды, медиа- и специализированные библиотеки, древние Ката и Тао-лу… Но эти боевые искусства не являются ТРАДИЦИЕЙ: они уже есть и, что ещё более очевидно, будут завтра, одним из ЭЛЕМЕНТОВ ТРАДИЦИИ, которая обогащается с каждым днём… Я не думаю, что ошибусь, сказав, что, занимаясь «боевыми искусствами» (где движение, таким образом, по-настоящему имеет смысл, это очевидно), мы оказываемся в пространстве, которое уже сжимается всё больше и больше и будет сжиматься ещё быстрее и быстрее.

    Есть ли ещё те, кто в наши дни может интересоваться боевой дисциплиной, определенной таким образом? Слишком много встречных ветров дуют в одном и том же направлении.

    Традиционалисты классических боевых искусств, фактически рассеянные между множеством стилей самозащиты, застряли на давно проторенном пути и придерживаются известных устоявшихся (но не всегда проверенных) принципов. У этих принципов которых есть истина, которой им более чем достаточно; поскольку это их истина… Они думают утолить свою жажду самозащиты, ограничившись несколькими движениями самообороны, в лучшем случае взятыми из древних Ката…

    Практикующие, которые признают себя частью спортивного движения и которые, в подавляющем большинстве, не чувствуют себя вовлеченными в эту дискуссию, когда понимают это…

    Те, кто уходит в «полностью духовное» или «полностью оздоровительное», путешествуя в ногу со временем, с более пристальным взглядом на мир, более чем критически глядя на всё, что может лишь намекать на более физическую (но изначальную) цель того, что они практикуют…

    Таким образом, великая «боевая среда» разобщена, что размывает следы, но увеличивает рынок…

    Приходят также практикующие из так называемых «профессиональных» сфер (службы безопасности, охраны), для кого это средства к существованию, кто хочет держать руку на пульсе «реальной» эффективности, оставляя другим приятное поведение в Доджо…

    И широкая публика, которая, пока ей подают «хлеб и зрелища», не может чувствовать себя обеспокоенной единственным, хотя и фундаментальным вопросом, но в котором они не хотят и не могут видеть проблему… это не их проблема! Что касается власти, то она не способна ни на что лучшее, чем с подозрением относиться к индивидуальной практике, которая сродни военным играм, в так называемом «правовом» обществе… Поскольку спортивные федерации существуют для того, чтобы направлять всю эту энергию, вести её в приемлемом направлении, останется только присоединиться к ним.

    Наконец, есть и другие, которых так много, которые никоим образом не связаны с рассуждениями об этике, ценностях и уважении к закону. Они полностью заинтересованы в том, чтобы реальная эффективность, предоставленная обычному гражданину, однажды не помешала их хищническим стремлениям.

    Есть ли в этих условиях необходимость что-то менять? Разделяй и властвуй… Эта хорошо известная и очень древняя формула также успешно применяется сегодня, чтобы искоренить здравый смысл и ещё больше ослабить всех нас. Вплоть до лишения нас того критического взгляда, который мы должны иметь на нашу (наши формы) практики. Это происходит под давлением изменений, устраивающих большие системы (которые могут существовать только благодаря этой уравниловке), но также вплоть до потери аутентичности. и авторитета в глазах будущих «боевых» поколений.

    Мы должны чувствовать себя немного более ответственными за это. Для этого достаточно придать ясный и недвусмысленный смысл нашим техникам и следовать ему. Какими бы ни были колебания в моде «Будо», которые поощряют столь беспринципное поведение. Учитывая это, выбор «полностью (и только) боевого» вполне стоит любого другого выбора. Он также имеет право на существование в обществе свободных мужчин и женщин, которые желают оставаться таковыми. Даже если (и это правда) объяснить это становится всё труднее. Потому что это почти не соответствует времени. Просто, если честно, нам придётся потрудиться немного усерднее, чтобы понять различия. Перестав желать «лёгкой жизни»…

Будо, боевые движения, как образовательный путь
Бугей, боевые приемы как практическое применение.

Послание, всё же такое ценное

    «Боевое искусство» в прямом смысле этого слова несёт в себе послание, потерять которое будет очень грустно для будущих поколений. Потому что это и «Бугей», и «Будо» одновременно. «Боевое искусство» предполагает изучение техники, позволяющей победить в бою (вплоть до рассмотрения смертельного, крайнего варианта), но сопровождается моральным воспитанием, строго ограничивающим её использование. Научиться эффективной реактивности, умея при этом сдержаться… 

    Только подлинное боевое искусство (Будо, Ушу) по-настоящему заботится об этом, остальные современные «технические системы» остаются на стадии банального копирования содержимого… Эти системы со временем ломают простой инструмент (боевое искусство), заставляя забыть, для чего он был разработан: воспитание человека, а не его уничтожение! Результат боевой практики направлен на получение точных техник, контролируемых не менее точным кодексом поведения. Получение оружия, снабженного ключами использования…

    Исходя из этого, кого может шокировать такое определение практики? Наука боя всегда была частью выражения культуры, как необходимый ответ на жизненно важные вызовы, позволяющий человеку выжить перед лицом хищников. И, если мы подумаем о реактивной энергии, развиваемой таким образом, это ответ, позволяющий стать хозяином враждебной среды. Оружие, голая рука, так же, как и любой предмет, удлиняющий её, чтобы сделать её более эффективной, является частью нашей истории. Думать, что завтра мы вполне сможем обойтись без этого — это либо глупость, либо утопия. Давайте посмотрим, что происходит в мире, и положим конец такой наивности! И только потому, что сегодня предпринята терпеливая работа по отуплению наших обществ, мы должны дуть ещё быстрее в том направлении, куда дует ветер…

    Вернёмся к (индивидуальному) боевому искусству. Что является наиболее важным, если мы хотим оценить конечный эффект от применения этого искусства на практике (эффективность)? Внешний вид техники? Предполагаемые внутренние достоинства, которые оно может дать? Или, очень прагматично и в первую очередь, важен шанс на успех при столкновении с «реальным» миром (который всегда является чертовски искажающей призмой для эстетики упомянутой техники…)?

    Боевое искусство должно, прежде всего, оставаться «истинным»… что означает быть способным привести тех, кто доверяет ему своё выживание, к результату, на который они имеют право рассчитывать. В реальности. Вот почему, чтобы оставаться истинным, иногда необходимо обновляться, изменяться, искать, представлять ранее невиданные ситуации, адаптироваться, развиваться…

    Но не нужно бездумно выбрасывать всё старое! Есть много вещей, которые «работают» в древних техниках, потому что они «правильные». Поэтому их необходимо сохранить. И не только: если верно, что Будзюцу, Бугей (эффективность техники) должна приводить к знанию – Будо (приобретению поведения), и это является основным смыслом «традиционных» боевых искусств (которые вполне заслуживают того, чтобы их передавали с этой целью), почему бы не признать, что обновление техники в соответствии с современностью никоим образом не является препятствием для сохранения курса на эту же технику? Чем может быть оскорблено подлинно «боевое» искусство, пересмотренное таким образом, желающее на практике учитывать вопросы и актуальность современности? Будет ли это недостатком…?

    Во все эпохи его долгой истории так было всегда, как с концепциями, так и с «мастерами», которые передавали его… Будет ли такой подход сегодня скандальным, если упоминание слова «боевое» будет сродни «ругательству»? Мы живем в мире, который никому не делает одолжений. И который развивается всё быстрее и быстрее во всех сферах. Почему в бою должно быть иначе? Зачем продолжать рассматривать этот вопрос только в рамках, обозначенных границами традиционных методов, «ограниченных» правилами Доджо, в условиях, защищенных от внешнего насилия? Потому что то, что там практикуется, часто не отвечает реальным потребностям реального мира, где насилие работает по другим схемам. Вот почему многие «бойцы» отворачиваются от этого…

     Эффективность? Любой, кто имеет реальный опыт боя, скажет так: эффективность в лучшем случае на 15% зависит от изученной техники, на 15% от умения использовать эту технику вовремя, и на… 60% от боевого духа. Что одинаково верно, с оружием или без него. 10% это ШАНС… Так в чём же ценность всех этих догматических речей об эффективности одного стиля по сравнению с другим, одной методики по сравнению с другой на фоне ссор между экспертами и гуру? Ведь 60% – это дух…

Далеко за пределами разногласий между стилями

    По-настоящему эффективные техники есть везде, во всех стилях, во всех методах, древних или современных. Тем не менее, мы должны признать их… Стоит ли беспокоиться о спорах об эффективности, помимо каких-либо коммерческих причин (о которых я даже не хочу здесь упоминать), в течение многих лет практики?

    Вопрос контроля над тем, что мы делаем в конфронтации с другим, и желания уважать физическую неприкосновенность последнего после устранения угрозы. Что же происходит на соревнованиях, в этих бесполезных и скандальных демонстрациях необоснованного насилия, демонстрируемых над противником-партнером, оказавшимся на земле или уже полностью покорённым? Для чего это? Чтобы потворствовать самолюбию того, кто уже одержал верх…?

    И потом, даже контроль должен оставаться реалистичным. В реальном бою у нас, вероятно, было бы несколько сюрпризов… Но легче продолжать обсуждать «пол ангелов», так как тогда все будут отчасти правы… и каждый сможет продолжать существовать в «боевом» мире. В мире, где причинение себе некоторой боли на тренировках избавляет от мысли, что мы можем подвергнуться большему риску в реальности.

    Под этим я подразумеваю, что «боевое» искусство, истинное, то, которое учит борьбе за выживание, никогда не бывает «красивым», и что главное — это победить (и здесь «традиционный» способ ведения боя вызывает некоторое беспокойство…). Это боевое искусство становится нам совершенно незнакомым. Даже выкрикивая Киай на татами, даже буравя партнера взглядом (!), мы остаёмся бледной копией того духа, который должен сопровождать технику в реальном бою, который может развиться только в рамках тренировок в стрессовых условиях (что не совсем то, что мы привыкли видеть в классической практике). И это, безусловно, может шокировать своим проявлением насилия (напоминаю: контролируемого!).

    Но с умом то же самое, что и с телом: они тренируются, формируются в соответствии с конкретной целью. Гармоничное и эстетичное исполнение – это не совсем то, что требуется в решающий момент для вопроса выживания. Однако древнее «боевое» искусство лежало в основе этой проблемы выживания, ведь в мире, в котором оно развивалось, со смертельными противостояниями каждый раз выживало только лучшее.

    Можем ли мы искренне сопоставить с ним эффективность его нынешнего боевого наследия? Сейчас боевое искусство практикуется в мире, тщательно размеченном и защищённом как теориями о «внутренних» преимуществах практики, так и искусной изоляцией в социальном контексте, где его практическая полезность больше не является реальной возможностью. Сегодня мы развиваемся, как известно, в сверхзащищённом обществе… Это кажется обнадеживающим и позволяет нам продолжать добросовестно купаться в океане наивности. Пробуждение может быть трудным.

Боевое искусство, маргинальное, но разграбленное…

   Итак… продолжая практику сегодня с точки зрения «боя», для чего это нужно?… Какая в этом потребность в обществе, где обо всём позаботятся? Развитая цивилизация, из которой мы должны именно изгнать любую идею боя за пределы сферы игры, в которой официально разрешено проявления насилия? Заявление, идущее вразрез с общепринятыми взглядами, шокирует.

    Человеку больше не приходится решать проблемы, которые разбудили бы его возможности до максимума, когда о нём систематически заботятся, заботятся о всех неприятностях. Поэтому его способности реагировать на неприятные ситуации (во всех их формах) быстро ослабевают и исчезают, оставляя его в состоянии абсолютной зависимости. Забытый факт.

    То же самое относится и к практике, которая, безусловно, имеет боевой подтекст, но представляет собой простую жестикуляцию без истинного духа выживания (так как нет задачи, достаточно важной, чтобы требовать этого). Но зачем тогда продолжать практиковаться в действительно «боевом» духе, если это больше ни к чему не приведёт? Это выходит далеко за рамки обсуждения полезности боевого искусства в реальности, потому что Традиция всегда видела в этом наилучшее средство воспитания в духе отказа от конфронтации, победы путем мира…

    Меня, как Будоку, прежде всего смущает кое-что. Так много так называемых новых боевых техник, отмеченных (справедливо или ошибочно) ярлыком «доказанной» реальной эффективности, без стыда начинают использоваться в огромном диапазоне классических приёмов боевых искусств. Как последователи последних не замечают, что при таком раскладе вещей мы кусаем руку, которая кормила, немного поспешно называя эти искусства устаревшими? Что в конечном итоге полностью дискредитирует их, оставив им лишь развлекательный ярлык и навсегда сохранив их в обедняющем спортивном движении, или ограничивая их сферой шоу-бизнеса.

    Как могут практикующие классические боевые искусства смириться с таким грабежом, не реагируя, не принимая технических вызовов, вступая на эту арену, где кипит современность? А те, кто ими руководит? А их Сенсеи…? Неужели общая слабость уже так велика? И, пожалуйста, скажите мне, почему в этих новых «боевых» условиях мы используем критерии прогресса, украденные у Традиции, чтобы приукрасить амбиции, которые в лучшем случае являются ничем иным, как спортивными амбициями? Японские дипломы по технике коммандос, пояса кейкоги, надетые поверх футболок… разве это слегка не безумно?? Грабеж и дешёвая передача…

Вопрос о подлинности практики

    Пришло время, когда мы можем просто задать себе вопрос как о подлинности, так и о цели того, что с большим количеством пота практикуется в наших доджо. «Боевое» искусство… Если предположить, что у нас всё ещё есть право рассуждать об этом, то для чего нужна такая практика? Какое скрытое намерение? Действительно ли это было бы «зря» (на самом деле, возвращение к идеалу любого боевого искусства, прекрасно развитого, но преподаваемого таким образом, чтобы избежать боя)? «Ни для чего», в нашем мире конкуренции и возвеличивания личности? Это всё ещё заслуживает доверия?

    И я, который, тем не менее, в это верит, в конечном итоге говорю себе, что я очень усложнял свою жизнь. Я пытался просвятить практикующих эти боевые искусства, которые я всё же видел развивающимися на протяжении более 50 лет, в том, что существовало до того, как начали присваивать и злоупотреблять определением «боевые». Я, который придал своей практике всё её богатство и смысл.

    Зачем продолжать упорствовать в попытках объяснить, что защита современной концепции боевого искусства, современное видение которого не может быть удовлетворено тем, чем оно было в прошлом, не является чем-то иконоборческим? Мой «Путь Тенгу», который соответствует этому желанию, всего лишь пытается восстановить отношение в той мере, в которой оно было когда-то, во времена «старых мастеров», истории которых нам так нравятся. Это исходит из 90% классических техник голыми руками и, самое большее, 10% методов и концепций, пересмотренных с учетом современного мышления.

    Это отношение, которое необходимо восстановить, а затем обязательно сохранить, далеко за рамками бесплодной вражды стилей и интересов. Каждый практикующий может восстановить «боевое» поведение с помощью формы «Тенгу», представленной «оружием»(!!) его стиля. Именно для того, чтобы в коллективной памяти человечества «боевое» искусство продолжало существовать, а значит, развиваться, всегда оставаясь в соответствии с реальными потребностями своего времени (что также является способом почтить послание Традиции).

    Искусство, не должно быть высечено в камне раз и навсегда прошлыми поколениями, которым модно приписывать все добродетели и все способности к разумному размышлению, которые с тех пор были бы утрачены. Это свело бы «боевое» искусство к археологии.

Завтра … сомнительная практика?

   Таков вопрос, проблема выживания, возможного и допустимого, настоящего «боевого» искусства в начале двадцать первого века! Не так-то просто говорить об этом прямо, в мире, где мы уже не умеем называть вещи своими именами. Где мы соревнуемся в искажении смысла слов. Чтобы иметь очень небольшой шанс добиться успеха, нам нужно (гораздо) меньше практиков, которые застряли в глубинах своей уверенности, которые отказываются от любых уступок в вопросах ноу-хау.

   Это без риска обеспечивает им достаточные знания для их повседневной жизни (почетное положение, почему бы и нет), а часто и для их эго (а здесь всё гораздо серьёзнее…). Иначе, большому количеству из них потребовалось бы отказаться от зацикленности на том, что они практикуют.

    И ещё нужно знать, что Будо и Бугей – это слова, наполненные определенным смыслом… конечно, есть ещё много, здесь и там… но это не те, о которых мы говорим больше всего. Не нужно мечтать… Мы только в начале этого века… В наших обществах дела идут быстро, и уже завтра, возможно, мы будем выглядеть подозрительно, если будем практиковать боевые действия без спортивного или традиционного смысла…

    150 лет назад Тоде на Окинаве практиковалось ночью, вдали от всякого жилья, вдали от любопытных… Будет ли необходимо завтра систематически практиковаться за пределами Доджо, чтобы оставаться «истинным» в своем подходе? История часто повторяет одни и те же блюда, вопреки утверждению, но у нас такая плохая память! «Человек человеку волк» — это известная ныне фраза философа Томаса Гоббса (3). Он остался и всегда останется волком… кто может в этом сомневаться? Это напоминает мне о том, что этот век действительно уже ставит другие вопросы, гораздо более важные для человечества, чем форма нашей практики в Доджо! Но это не является причиной для того, чтобы позволить ей лишиться смысла.

    Но вот, я снова возвращаюсь к неуместной, как говорится, риторике, которой я придерживаюсь слишком долго. Итак, пришло время мне сделать перерыв… после того, как я поблагодарил всех, кто выразил заинтересованность следовать за мной в этих «Темах для размышлений». Что касается тех, кому не нравятся мои резкие, лишенные всякого дипломатического смысла позиции, то, думаю, они будут в восторге…

(1) Отрывок из книги «Тенгу, мой боевой путь» (Р. Хаберзетцер, Издательство Amphora).
(2) См. мое размышление на тему «Будо? Будо-спорт?… больше, чем нюанс» и предупреждения, повторяющиеся во всех моих руководствах!
(3) Английский философ (1588-1679)

Перевод текста с французского: Наталья Щукина,

4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©

Опубликовано с разрешения автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *