Три концепции Будо
Три концепции Будо, которые должны быть изучены каждым истинным знатоком воинских искусств…
Хейхо
“Воинский (Хей) метод (Хo)”: название стратегии, данное Ито Иттосаи Кагехиса (1560 – 1653) в его стиле Итто-рю Кен-джутсу, стало своеобразной маркой новой концепции в технике боя с мечом: обучение должно нацеливаться больше на духовное возвышение, чем на фактическое приобретение методов ведения боя. Без сильного умственного и без “правильного” духовного отношения, те, кто практикуют искусство владения мечом, будут только уничтожать себя. Это понимание должно быть спокойным, чистым и искренним (Макото). Это – единственный способ использовать действие противника против него самого (Катсужин-но-Хейхо). Хейхо, таким образом, относится к вполне защитному действию, в котором нет никакой агрессивности (примечательным является то, что японские иероглифы “Хей-хо” читаются как “Путь воина”, принимая во внимание, что та же самая идеограмма читается в Китае, как “Путь мира”).
Новая цель искусства меча (Кен-но-шиндзуи) периода Эдо (с 1603 по 1868), который обозначается также как Сейхо, передавать, через обучение всех мастеров меча (Кенши), эту новую философию искусства меча всем ученикам школы Ягю Шинкаге-рю.
Исшин-итто
“Дух и меч едины”, выражение, которое используется мастером меча (Кен-джутсу) Ито Иттосаи, чтобы подчеркнуть факт, что не может быть никакой технической эффективности без духовной зрелости.
Ито Иттосаи Кагехиса (1560 – 1653) действительно думал, что обучение эффективной технике борьбы будет бесполезно для человека, не имеющего моральных ценностей, потому что это изучение превратится только в “Путь разрушения”. Он также думал, что тот, кто поставил перед собой цель овладеть мечом, должен быть мастером и в литературе, и в воинском искусстве (Бу). Это был очевидный стимул для воина, чтобы нацелиться, прежде всего, на формирование у себя характера более полезного для мирного общества, которое поддерживал Такугава. Итто-рю преподавал принцип Шин-ки-рёку, который переводится как “власть (рёку) разума (шин) и внутренней энергии (ки)”.
Именно поэтому Ито Иттосаи не любил, когда в обучении использовалось название “Кен-джутсу”. Он считал, что это название весьма ограничено и слишком грубо. Он предпочитал название Хейхо, или Итто-рю Хейхо. Он считал, что Кен-джутсу – это искусство убийства, а Хейхо – искусство защиты. Даже если заключительные результаты могут быть те же самые, различие между ними фундаментально и в отношении, и в духе техники. Всегда было возможно нанести поражение противнику или даже убить его, но самый высокий уровень в учении Итто-рю Хеихо, нацеливал человека хранить меч в ножнах максимально долго и таким образом уходить от конфронтации, используя только психологическое преимущество, которым возможно заставить потенциального противника отказаться от нападения. Мы находим здесь значение Мутекатсу (“победа без рук”) Бокудена Тсукахары (1490 – 1571), который рассматривал эту возможность, как самую большую победу над противником.
Хейджо-шин-коре-до
И ещё один принцип – Хейджо-Шин-коре-миши: “Обычное Сознание – есть Путь” – это известный ответ, мастера дзэна Нансена Фугена, который он дал на вопрос своего ученика Джошу Джушина: “Что такое – Путь?”, при изучении одного из Коанов, который в прошлом принёс ему просветление (Сатори). Этот ответ обозначает состояние духа (Хейджо-шин) в котором дух, или сознание, не занято ни в каком направлении, и просто остаётся в сбалансированном состоянии, то есть, “обычном”. В VIII веке уже китайский мастер Чань (яп.: Басо) Ма-тсо определил свой путь, как “Дух каждый день”.
Это понятие стало краеугольным камнем классической философии боевых искусств (Будо) древней Японии. Оно может быть найдено, среди других, в концепции Ива-но-ми (“тело подобно скале”), описанной Миямото Мусаши в своей работе “Искусство меча”. Внутреннее состояние Воина во всех жизненных ситуациях находится в состоянии Хейджо-Шин, которое значит, прежде всего, духовное отношение, лишь потом переходящее в физическое. Всё это даёт человеку ощущение стабильности, спокойствия, самообладания. Даже в чрезвычайно неблагоприятной и бедственной ситуации. Это должно иметь место и на поле сражения, и в ежедневной жизни. Это единственный путь эффективно противостоять самым неожиданным ситуациям и выжить в поединке. Сущность Хейджо-Шин-коре-миши была, таким образом, центральным пунктом в занятиях того, кто выбрал для себя Путь оружия, Самурая.
Роланд Хаберзетцер
9-ый Дан Карате-до, Президент C.R.B.
(выдержки из книги Сенсея Хаберзетцера “Энциклопедия боевых искусств Востока”).
Перевод Евгения Безручко.