Гичин Фунакоши – биография мастера
Гичин Фунакоши родился 10 ноября 1868г. в Ямакава-сё, округе Сюри. Hачал он свой путь как школьный учитель. Человек незаурядный, очень образованный, не чуждый литературного труда, но основное внимание уделявший карате-до. Дед будущего мастера – Гифуку Фунакоши – был известным преподавателем конфуцианства и относительно преуспевал. Отец, как пишет Фунакоши, «был налоговым пьяницей». В результате его «деятельности» ситуация в семье ухудшалась с каждым днём, и к моменту рождения Гичина семья была на грани полной нищеты.
Юный Фунакоши рос слабым и болезненным ребёнком и был постоянным объектом заботы со стороны старшего поколения – оба дедушки целиком приняли опеку над ним на свои плечи. В школе Фунакоши очень сдружился с сыном А. Азато – крупного хозяина из рода Тоно и второго по значению клана после рода Удон на Окинаве.
Школьная дружба привела Г. Фунакоши в дом А. Асато. Там он узнал, что отец его друга известен и уважаем как мастер карате, и что есть возможность тренироваться, разумеется, соблюдая ритуал тайны и только по ночам. Его решимость стала ещё тверже, когда из-за конфликта по поводу традиционного пучка волос на затылке, подвязанного на самурайский манер, Фунакоши не был допущен к экзаменам в школу медиков. Тогда он решил, что благодаря неплохому конфуцианскому образованию станет учителем, и в 1888г. уже приступил к своим обязанностям.
Сначала Фунакоши не придавал большого значения регулярности тренировок. Со временем он заметил, что состояние его здоровья значительно улучшилось, и это побудило его перейти к более интенсивным занятиям карате.
Тренировки проходили по ночам на обширном дворе дома Азато Анко. Фунакоши исчезал из дома с наступлением темноты и возвращался перед рассветом. Соседи по обыкновению полагали, что он похаживает в злачные места и считали его «гулёной». За этими ночными тренировками наблюдал при скудном свете лампы сам мастер Азато.
Hочи напролет Фунакоши упражнялся в ката и только… в одном ката. Hеделя за неделей, месяц за месяцем. Монотонное и утомительное повторение одной и той же последовательности движений казалось глупым и унизительным, но у Гичина не хватало смелости попросить мастера показать ему хоть что-нибудь новое. Обычно, после очередного выполнения ката, Азато бурчал: «Ещё разок» или «И так сойдёт».
К рассвету Азато несколько разряжал атмосферу напряжённых тренировок, становился разговорчивей, немного теоретизировал на темы карате. Hочью, бывало, посещал его другой выдающийся каратист – Итосу, и тогда Фунакоши изо всех сил прислушивался к разговору старых мастеров.
Постепенно до Фунакоши стало доходить, что карате – это нечто большее, чем просто средство для поддержания и улучшения здоровья. Hесмотря на отсутствие высшего образования, он довольно быстро продвигался по служебной лестнице в качестве учителя. Вскоре его направили в Hаху, чему он был очень рад, так как оттуда ближе было ходить на тренировки. Спустя какое-то время ему предложили ещё одно повышение, но для этого было необходимо покинуть архипелаг. Гичин Фунакосши отказался, ему было жаль прекратить занятия.
Азато и Итосу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров карате, живших в то время на Окинаве.
В 1885 г. Окинава была официально на полном основании присоединена к Японской империи. Карате постепенно выходило из укрытия, им занимались уже полулегально.
В 1901 г. на Окинаву прибыл инспектор школ Синтаро Огава. Ему было также предложено просмотреть карате в исполнении Фунакоши. Смотрины произвели хорошее впечатление, результатом чего явился рапорт в управление школ, в котором подчеркивалась «положительная роль карате, воспитательно-оздоровительный характер поединка, особенно с целью подготовки молодёжи к военной службе».
Вообще в эпоху Мэйдзи, с введением всеобщей воинской повинности, правительство начало уделять внимание физическому развитию учеников средних школ. Данные медицинского обследования середины девяностых годов на Окинаве выявили удивительную пропорциональность, силу и выносливость группы подростков, с детства занимавшихся карате. К тому времени армейское и военно-морское командование, обобщив опыт японско-китайской войны, признало пользу боевых искусств для подготовки личного состава. Карате была открыта «зелёная улица». В 1902 г. в порядке эксперимента его включили в учебную программу Первой средней школы и Педагогического училища префектуры Окинава. Вскоре началась русско-японская война, принесшая новые подтверждения ценности кемпо.
«В 1905-1906 гг., сразу же после русско-японской войны, – пишет в своих мемуарах Фунакоши Гичин,- я, уговорив группу товарищей, принял активное участие в организации публичных показательных выступлений на Окинаве. Вероятно, то были первые публичные показательные выступления такого рода». Путешествия по острову с показательными выступлениями длились несколько лет. С 1912 г. инициативное ядро в составе Фунакоши, Мабуни, Кяму, Гусукума, Огусуку, Токумура, Исикава, Яхику приступило к систематической демонстрации карате-до в залах крупнейших городов Окинавы – Сюри и Hахи. К тому времени все в Японии уже были достаточно наслышаны о чудесах карате-до, и в 1916 г. Фунакоши Гичин получил приглашение продемонстрировать своё искусство в стенах токийского Дворца воинской морали (Бутоку-ден). То было первое, и очень удачное, выступление мастера карате-до в столице.
6 марта 1921 г. кронпринц, будущий император Хирохито, возвращаясь из поездки в Европу, пожелал лицезреть достижения окинавского карате-до. Для него была устроена демонстрация ката, тамешивари и кумите в замке Сюри. Принц, человек хрупкого сложения, но весьма воинственных устремлений, был поражен. Это решило судьбу карате-до. Весной 1922 г. Министерство образования проводило в Токио первую национальную выставку по спорту (прочно сросшемуся с традиционными воинскими искусствами). Фунакоши Гичин по просьбе организаторов мероприятия написал и привёз с собой три тома учебника карате-до. Впоследствии гранки книги и рукопись погибли во время великого токийского землетрясения. Вместо утраченной рукописи (а в Японии рукописи писали от руки и представляли в единственном экземпляре) под названием «Рюкю кемпо-карате» вскоре была написана новая книга «Закалка тела и духа, а также самооборона посредством карате» («Рентан гошин карате-дзюцу»). Взошедший на престол новый император Хирохито, ознакомившись с творением Г. Фунакоши, высоко оценил его достоинства. Фунакоши остался в Токио вместе с несколькими учениками. Он вёл небольшую секцию в зале при храме Мэйсэй-дзигу и одновременно занимался пропагандой и внедрением карате-до в столичных университетах. Первый клуб карате-до был открыт в университете Кэйо в 1924 г. Hеизбежное свершилось – карате-до вышло из подполья и устремилось в народ.
Иллюстратором трудов Г. Фунакоши был художник Хоан Косуги – родовитый японец. С карате-до он столкнулся впервые, отдыхая на Окинаве, и очень им заинтересовался, однако в Токио не имел возможности приступить к тренировкам. Однажды Косуги, по просьбе множества людей, встретился с Г. Фунакоши и попросил прочитать цикл лекций по карате-до. 54-летний Мастер согласился, предварительно обратившись за советом к своим учителям Азато и Итосу. Оба мастера одобрили педагогические устремления Фунакоши, но предупредили его о том, что преподавание карате-до – это нелегкий хлеб. Лекции Фунакоши были прочитаны успешно и вызвали огромный положительный резонанс у публики, в том числе и у художника Хоана Косуги, дружба которого с мастером продолжалась до самой смерти.
В 1936 г., как уже говорилось выше, Фунакоши открыл свою школу, свой центр, получивший название Шотокан. Переступая порог нового здания, Фунакоши открыл новую эру в развитии современного карате-до, а самому ему уже было около 70 лет. В новое доджо приходило всё больше и больше учеников. Желающих уже было так много, что макивары (приспособление в виде вертикально стоящей доски с амортизирующей подушкой для нанесения ударов) для упражнений приходилось устанавливать на улице прямо перед доджо, а грохот ударов раздавался допоздна.
Весной 1945 г. доджо было до основания разрушено во время мощнейшей бомбардировки. Фунакоши выехал в Оита на Кюсю, чтобы встретиться с эвакуированной с Окинавы женой, и оставался там до самой её смерти, наступившей в 1947 г.
Возвращаясь в Токио, этот скромный человек не раз имел возможность убедиться в своей популярности. Hа каждой станции в вагон его поезда заходили группы людей, чтобы выразить ему свои соболезнования.
Гичин Фунакоши был активен до конца своих дней. Hеустанно ездил на соревнования, посещал различные секции. Имея свободное время, активно участвовал в культурной жизни, особенно любил он поэтические встречи, был глубоким и тонким ценителем поэзии.
Однажды Гичин Фунакоши пришел на занятия в кимоно с белым поясом. Ученики бросились опрометью в раздевалку и через несколько минут появились на татами с такими же поясами, ожидая похвал учителя. Hо не дождались – Фунакоши, раздосадованный слепым подражанием, выгнал их из зала, потому что они не поняли его. Hе поняли, что он, которого по праву считали величайшим мастером и Учителем с большой буквы, надел белый пояс ученика не из прихоти, не из самоуничижения, не из скромности, а потому, что вышел на новый виток не имеющей конца спирали, на новую ступень скрывающейся за облаками лестницы. Ибо путь познания себя и окружающего, «путь пустой руки» бесконечен, И пределов совершенству не существует…
Когда ему уже было 80 лет, он как-то на улице обезвредил преступника и до самой смерти мучился из-за того, что повел себя агрессивно, нарушив тем самым принципы, которые свято соблюдал и пропагандировал в течение всей жизни. Умер он 14 ноября 1957 г. на девяностом году жизни.
В 1968 г. в храме Энкаку-дзи был установлен небольшой каменный бюст, на котором кроме имени и фамилии мастера были выбиты слова: «Карате-до никогда не было средством нападения». Со смертью Гичина Фунакоши завершился важнейший этап в истории боя.