ИНТЕРВЬЮ СОКЕ ХАБЕРЗЕТЦЕРА 3 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА

ИНТЕРВЬЮ СОКЕ ХАБЕРЗЕТЦЕРА 3 СЕНТЯБРЯ 2019 ГОДА

Интервью у Соке Роланда Хаберзетцера взял г-н Сирил Дюр, основатель и главный редактор UMAC

Опубликовано 3 сентября 2019г.

    Сегодня мы встречаемся с мастером Роландом Хаберзетцером, наша беседа, посвящена боевым искусствам в художественной литературе, а также в реальной жизни. Этот эксперт по Будо и Ушу, а также писатель, историк, является одним из французских пионеров в области боевых искусств. Автор множества работ с несомненной технической, исторической и философской ценностью, он также является основателем Тенгу-но-Миши, международно признанного боевого пути, сочетающего традиции и современность. 9-й дан в Каратедо, имеющий титулы Соке и Ханши, этот человек посвятил свою жизнь защите ценностей, которые, в конечном итоге, встречаются лишь в небольшом количестве доджо. Мы настоятельно рекомендуем вам прочитать (бесплатно) на сайте tengu.fr его автобиографическую работу «Мне нужно рассказать вам: 1957-2007 годы», чтобы узнать о его захватывающем путешествии и приверженности всей его жизни.

 

Мастер, прежде всего спасибо за то, что согласились ответить на наши несколько вопросов, для меня большая честь и удовольствие приветствовать вас в UMAC. Начнём с художественной литературы и фильмов. Есть ли фильм, комикс или роман о боевых искусствах, которые произвели на Вас особое впечатление (своей правдивостью или наоборот, может быть, нелепым видом)?
    — Я практиковал уже много лет, когда появились только первые и редкие фильмы с боевыми сценами, всегда очень короткие, к тому же с приёмами навеянными из Японии (чуть позже из Китая). Никогда ничего примечательного в контексте развития истории, суть которой была в другом.

— В свое время фильмы Брюса Ли, например, или, позже, сага «Карате Пацан», познакомили широкую публику с боевыми искусствами. Это даже иногда побуждало некоторых молодых людей сделать свои первые шаги в доджо. Считаете ли Вы, что художественная литература, несмотря на её очень идеализированное или даже благовидное представление, может быть хорошим способом популяризации боевых искусств?
    — Возможно, но при условии, что публика будет понимать, что эти образы (если они сделаны хорошо, они представляют собой прекрасное зрелище, которое мы имеем право любить) остаются кадрами из фильмов… Я помню, как в 1975 году побывал в Гонконге в студии Hammer Hill, где крутили фильмы о китайских боевых искусствах, которые начали поступать к нам через брешь, открытую фильмами Брюса Ли. И я с изумлением констатировал, что часто одни и те же актёры, специализирующиеся на боевых приёмах, почти непрерывно переходили с одной съёмочной площадки на другую (где их приглашали для разных фильмов, выходящих в прокат почти один за другим).

    Они снимали там приёмы, дающие поистине умопомрачительные результаты при показе фильма (несколько камер, разные ракурсы, прогон последовательных видов для одного и того же действия). И где я видел, как выступали некоторые из них, «Брюсы Ли» … которые, однако, остались неизвестными (по крайней мере, у нас), потому что никогда не пользовались такой же рекламой в СМИ… И, прежде всего, эпоха, когда появились первые фильмы Брюса Ли, очень хорошо сделанные, это правда, пришла в нужное время для американской и западной публики, сильно нуждающейся в этом типе идеализированной истории Боевых искусств.

    Так что, да, я помню те «годы Брюса Ли», которые в течение 2 или 3 лет после его смерти привели в наше доджо карате многих «нерешительных практиков», но очень немногие из них остались через несколько недель, быстро столкнувшись с огромной разницей между вымыслом (захватывающим своей кажущейся простотой и его кажущаяся легкостью) и реальностью (гораздо более утомительной и долгой в поисках реальной эффективности). Первыми фильмами, которые действительно произвели на меня глубокое впечатление в начале моей практики, были фильмы Акиры Куросавы, начиная с его «7 самураев», «Йоджимбо», «Санджуро», раньше всех остальных, потому что они были пронизаны боевым духом (Будо), который я пришёл искать в доджо.

— Учитывая Вашу известность, вам когда-нибудь предлагали стать техническим консультантом фильма? Вы хотели бы ставить вымышленные бои?
    — Нет, никогда. Имейте в виду, что ещё в 1970 году я практически порвал с Французской Федерацией Карате (в то время как с 1962 года я построил в её рамках первые доджо на востоке страны), по причинам несовместимости целей (разрыв был осуществлен в 1974 году моим уходом и созданием моего «Центра Исследования Будо» в условиях полной независимости). Так что, я продолжал работать «внештатно», вдали от Парижа и уз кумовства, которые «создавали и разрушали» в борьбе за власть, и очевидно, что никто не собирался думать обо мне в такой роли.

    Когда в 1975 году я опубликовал свой первый роман «Ли, Маньчжурия, повстанцы Янцзы», мой издатель сказал мне, что он, несомненно, был написан как настоящий сценарий фильма, в частности, с чрезвычайно точным описанием действительно «постановочных» боёв, всеобъемлющим описанием, очень правдоподобно, действие за действием, и что… это более чем…!! Кстати, я чуть было не отправил свою книгу в гонконгские студии… После выхода книги я участвовал в телешоу (с очень известным в то время ведущим, который с удивлением узнал, что такое кунг-фу!), а затем, книга была прочитана по радио, где актёр Франсуа Местр сыграл героя моей книги, Ли-Ю. Это было хорошо сделано … какие воспоминания! Я снова, с той же тщательностью и с тем же удовольствием приступил в своем последнем романе «Амакуза Широ, Самурай от бога» к почти визуальным описаниям боёв на мечах между самураями. Ещё один сценарий фильма!
    Я всегда одинаково честно тревожился и заботился о деталях, которые также были основой всех моих технических книг, точных с их тысячами маленьких рисунков (выполненных китайскими чернилами, маленьким пером).
    Так что да, должность технического консультанта была бы мне по душе, и я бы страстно чувствовал это в моей сфере деятельности. Но такой вклад в фильмы о боевых искусствах ещё не был возможен во Франции. В США, конечно, но у нас не было режиссёров, заинтересованных в этом. В большинстве случаев профессиональные каскадеры (в основном автомобили) уже были готовы выполнять такие сцены с известными актерами. Я же был учителем истории и географии в далекой эльзасской гимназии… Классическим, как принято во Франции. Я был последним, о ком кто-то подумал бы в случае необходимости.

— Есть ли книга или автор, которые особенно повлияли на ваше детство или юность? Кстати, были ли Вы большим «любителем» книг ?

    — Я всегда много читал, когда был подростком. Все мои карманные деньги уходили на покупку, в том числе, томов скаутской коллекции «Signe de Piste» (Знак взлетно-посадочной полосы, французское собрание детских романов, созданное в 1937 году). С директором этого издательства Сержем Даленсом я познакомился более 20 лет спустя по случаю Книжной ярмарки в Брюсселе, он уговорил меня написать книгу, которая впоследствии вошла в его коллекцию. Это был роман «Доспехи воина» 1978 года, действие которого происходит в среде молодых людей, практикующих Каратедо. Мсье Даленс доставил мне огромное удовольствие, написав мне, что это одно из «самых сильных» произведений в его коллекции, что из уст такого человека, как он, было данью уважения … Книга не имела успеха в книжном магазине (сборники для молодежи канули в Лету, не то время!) но для меня это было воплощением юношеской мечты. На этих страницах описан «весь я» одним росчерком.…

— Я осмелюсь сказать, что Вы повлияли на альбом о приключениях Блейка и Мортимера. Не могли бы вы рассказать нам немного больше об этом косвенном использовании вашей работы?
     — Я бы не стал утверждать, что повлиял на него, но это правда, что совершенно неожиданно для меня я оказался

Фотография из «Гида по Карате Марабу» (1969).

«присутствующим» в альбоме Эдгарда Джейкобса (1904-1987), «3 формулы профессора Сато», опубликованного в 1971 году. Представьте себе: это автор, чьи комиксы я страстно читал, когда, будучи подростком, открывал для себя его «Приключения Блейка и Мортимера». Он использовал мои фотографии из «Гида по Карате Марабу», чтобы проиллюстрировать страницу с изображением каратиста, в том числе рисунок, на котором я наношу Йоко-Гери, точно так же, как на одной из фотографий в моей книге, вышедшей в 1969 году!

    Это было настоящим удовольствием, тем более, что Эдгар Джейкобс очень дружелюбно и изящно ответил на письмо, которое я ему послал по этому поводу, поблагодарив меня за моё «сотрудничество»! Ещё один намек на то время, когда я был отроком, и напоминание о времени, которое удалялось от меня… В то время было очень мало материалов об «искусстве пустой руки», и итальянский карикатурист Марчелло ещё до Джейкобса начал с фотографии из моей книги «Изучай карате сам» (1968) для своего героя «Доктора Правосудие». Что касается рисунков, знаете ли вы, что первые комиксы (иллюстрирующие истории самураев) появились во Франции во вкладышах в журнале Анри Пле «Будо», редакцию которого он поручил мне в 1970 году?  Г-н Пле был там также предвестником, и я даже не представлял себе, какое будущее может иметь такое издание…

Рисунок Эдгара Джейкобса (3 Формулы профессора Сато, 1971 г.), на основе «Гида Марабу».

— В своё время, когда во Франции уже преподавали дзюдо, многие считали карате «бандитским спортом», потому что в нём использовались… удары ногами. В наши дни это кажется очень наивным, и это многое говорит о радикальном изменении менталитета. Какие другие изменения, положительные или отрицательные, больше всего запомнились Вам в промежутке между тем моментом, когда Вы впервые вошли в доджо, и сегодняшним днём?
    — Ну, это целая программа… Начну с того, что вспомню, как я уже это делал в своих «Мемуарах 1957-2007 годов», слова моего отца (который познакомил меня с дзюдо, благородным в его глазах видом спорта, через своего друга), когда я пытался объяснить ему, что такое карате, в то время недавно появившееся во Франции. Он говорил: «Как ты хочешь заниматься этим хулиганским спортом, где ты бьёшь ногами по разным частям противника!». Как бы я ни пытался спорить, дело оставалось ясным… для него это всё равно было бандитское поведение, которое он не хотел ни прямо, ни косвенно оправдывать. Он никогда не хотел меня видеть в кейкоги, никогда, даже после получения моего чёрного пояса в 1961 году.

    В остальном, я бы всё же сказал, что в то время при блокировании ударов были самые жёсткие контакты, но что контратаки оставались под жёстким контролем, за исключением предварительной договорённости. Всё делалось со всей серьёзностью. Никогда никто не прерывался, чтобы пойти выпить воды или что-то в этом роде (сегодня сотовый телефон может звонить в углу!). Мы не играли, мы БЫЛИ ТАМ, чтобы усердно тренироваться, прогрессировать. Концентрация, монотонность движений, продолжительность которых (ах, эти бесконечные кихоны в промокших кейкоги, прилипших к коже!), сегодня уже никто не практикует. Иначе бы доджо быстро опустели… Времена изменились.

Доктор Правосудие, на этот раз, взятый из книги «Изучайте карате самостоятельно» (1968)

— Таким образом, для многих боевые искусства — это прекрасная боевая хореография в фильмах или даже странные телодвижения на Олимпийских играх, когда два, казалось бы, очень мотивированных человека дёргают друг друга за кимоно под ошеломленным взглядом толпы. Но в реальной жизни, в современном мире, боевые искусства (то есть искусство войны, сопровождаемое духовным обучением) всё ещё имеют смысл?
    — Это настоящая дискуссия. Смысл борьбы, которую я веду всю жизнь. За последние несколько лет мы утонули в избытке «жестикуляций боевого происхождения», которые не имеют ничего общего с подлинным и первоначальным смыслом этих действий, которые, тем не менее, заслуживают увековечения. Подлинно «боевое» искусство выходит за рамки науки о боевых приёмах.

У боевых приёмов есть чётко определенная и легко достижимая цель: убить, чтобы не быть убитым. Любыми способами. В рамках этой цели у всех народов мира имеется множество способов под разными названиями. Всегда. Но «искусство» — это совсем другое. Это значит постоянно сталкиваться с вызовом необходимости выживать, и в то же время следовать до конца уважению к жизни того или тех, кто утверждает, что может покуситься на неё

    Боевое искусство — это почти навязчивый вопрос о жизни и смерти, своей и других. Это, в частности, учение всех мастеров меча древней Японии. Убить — может быть легко. Сохранить жизнь (несмотря на…) — это решение и сила, благодаря которым человек может оставаться человеком даже в ярости столкновения за выживание. Без духовной поддержки человека можно легко научить эффективным методам разрушения, но тогда он остаётся подверженным воздействию только своих инстинктов. Это ни в коей мере не «рассуждение» о «боевом» искусстве с напоминанием о ценностях, обращенных к человеку. Сегодня мы благополучно забываем об этом, очарованные вкусом к демонстрациям и прекрасно организованным шоу. Мы променяли достоверность того, что нам дано видеть, на удовольствие от красоты воспринимаемого образа.

Снова Доктор Правосудие и «источник» этого рисунка

— Фраза «Не сражаться, не терпеть» в некотором роде определяет философию вашего Тенгу. Несмотря на то, что слова являются французскими, здесь они имеют очень азиатскую целомудренной и туманную завуалированную форму, глубокий смысл которой не обязательно должен быть сразу доступен. Не могли бы вы для читателей, которые не знакомы с этим Путём, объяснить нам, что это значит?
    — Да, сложно, я особенно осознал это в последние годы. Потому что всё заключается в запятой моего «не сражаться, не страдать»… Если вы не должны соглашаться на то, чтобы позволить себе сражаться по бесполезным причинам (возвышение своего эго, потребность во внешнем признании, медалях, титулах, игра, аплодисменты толпы…), вы также не должны соглашаться терпеть то, что, в конце концов, неприемлемо. Потому что, как гласит китайская пословица, «Человек не должен считать себя звездой, но и не должен быть растоптан, как трава».

    Однако, во время стажировок, которые я до сих пор провожу, я чувствую хорошо, что «не сражаться» моего «Пути Тенгу» — это учение, которое воспринимается хорошо, но что «не страдать» — это ещё одна часть, которая всё больше и больше сбивает с толку… Вероятно, потому, что эволюция глобального общества в значительной степени выдвигает на первый план послание мира, в то время как простое упоминание «отрицания» чего-либо, следовательно, потенциального физического противодействия, неизбежно приводит к какой-то форме насилия, к запретному слову в малейших его нюансах. Даже если эволюция мира идёт, на мой взгляд, в противоположном направлении.

    И ведь разве настоящее насилие не присутствует повсюду, в обществе, где господствуют противостояние и ненависть? Где какой-либо эффективный контроль над этим насилием становится невозможным, когда оно внезапно возрождается здесь или там, иногда совершенно неожиданно. Боевое искусство, даже в своем первичном стремлении к миру, также противостоит насилию противника и сталкивается с ограничением, которое оно не должно пересекать. Никогда. Со всей решимостью.

    Эта запятая в цитируемом афоризме, которая должна быть постоянной заботой для каждого практикующего боевое искусство. Эта запятая создаёт «мирного воина» (а не пацифиста), способного действовать, защищать, если будут нарушены определенные рамки. Но я понимаю, что это может быть утомительной перспективой для подавляющего большинства «практиков», которые предпочитают придерживаться спортивной «игры» с гораздо менее строгими правилами.

    Мой «Путь Тенгу» носит образовательный характер, как и любое боевое искусство, достойное этого названия. Говоря об образовании, нельзя с самого начала исключать обязанности и усилия. Перспектива, которая абсолютно не соответствует эпохе нашего времени. Вот почему на этом Пути, который я предлагаю, не может быть толпы людей… по крайней мере, не скоро… потому что времена изменятся.

— Вы встречались со многими азиатскими или европейскими Сенсеями, кто из них запомнился Вам больше всего, произвел на вас наибольшее впечатление и почему?
    — Я думаю, что могу без колебаний назвать имя Огура Тсунеоши, О-сенсея (1927-2007). Если бы был только ОДИН, то это был бы он. Потому что между нами с первой встречи в 1973 году возник необъяснимый, но близкий контакт (Кумиучи), который со временем стал ещё крепче, основанный на взаимном доверии. Со своего первого визита в Эльзас он понял, что мои усилия и моя вера в боевые искусства шли в том же направлении, что и его. И что он мог доверять мне, дав мне титул Шихана, когда мне был всего 31 год. Потому что он обладал огромными познаниями в прошлом боевого искусства, часто общаясь со старейшими в этом искусстве, которые в свою очередь ценили его.

    Мастер Огура был библиотекой боевых искусств, с архивами, которыми он позволил мне свободно пользоваться. Он обладал аурой, которая влияла на всех, кто приближался к нему. Его харизма была исключительной. А затем, поскольку я потерял своего отца за четыре года до встречи с Cенсеем, я почувствовал, что могу положиться на него и даже «противостоять» ему по ряду мнений, которые могут быть у нас разными о вещах в жизни (или даже по некоторым техническим аспектам). Он принимал мои маленькие бунты (при всём уважении к нему), как отец, чувствующий, что сыну нужно позволить прожить это время противостояния, заложенное в становлении зрелости… Когда мы расстались в 2006 году, после того, как он дал мне титул Соке за мой «Путь Тенгу», величайший прощальный подарок, который он мог мне сделать, мы знали, что больше никогда не увидимся (он уже был очень болен), и я вспоминаю это с раздирающим чувством горя. У меня больше не было никого, кто бы «шёл впереди»…

— Ваша последняя книга «Основы боевого» включает в себя подборку Ваших многочисленных статей, опубликованных в разное время. Вместо книги с классической последовательностью повествования, мы сталкиваемся со сборником, в котором мы можем выбрать, следуя настроению и потребностям момента. Всё это позволяет затем создать или внести нюансы в личное мышление. Как вы думаете, может ли она стать своего рода нестареющей настольной книгой или даже современным Дао Дэ Цзин?
    — Вы так любезны… подумав об этом — это большая честь для меня…! Самое главное, я хотел оставить книгу, которая даст основу для личного размышления, как вы говорите, в зависимости от настроения, потребностей, времени, зрелости каждого. Подводя итог (немного!) всему, что мне удалось написать со времени моих первых редакционных статей в журнале Budo в начале 1970-х годов. Потому что во всём, что я когда-либо говорил, писал и показывал на татами, я ни разу не сдвинулся ни на одну запятую… за последние 60 лет!

— В вашу концепцию изучения и практики боевых искусств Вы также включаете огнестрельное оружие, которое может удивить с первого взгляда (даже вызвать самую тупую критику). Однако, кажется очевидным, что через это нужно пройти, если мы хотим обучать эффективному боевому искусству, адаптированному к нашему времени. Что, по вашему мнению, может принести традиционная боевая философия в мир «спортивных» стрелков? Совместимы ли эти миры?
    — В моих аллюзиях на стрельбу, в моей книге «Стрельба из пистолета», я не обращаюсь к миру «спортивных» стрелков, как и в процессе моей практики «Голой руки» я не обращаюсь к практикующим карате, ограниченным спортивными рамками. Так же, как и во многих моих статьях, опубликованных с 2003 года в различных журналах по оружию и средствам индивидуальной защиты, чтобы привлечь внимание к моему подходу (я знал, что это вызывает вопросы ко мне).

    Я просто хотел бы, чтобы мы вернулись к вопросу первоистоков боевого искусства. Что-то вроде «сделать стрелу из любого дерева» (технически, следовательно, содержащую её) с поддержанием образовательного и морального фона (следовательно, содержания). Я убежден, что мы должны постоянно обновлять дошедшие до нас технические знания индивидуального боя, чтобы сама душа Воинского Пути могла выжить, не обеднев и не извратившись. Что мы должны дать Боевому искусству другую, новую ясность, более привлекательную для новых поколений, потому что она закрепилась в наше время. Ту, которая даст этому поколению эффективную свободу в реальном мире, продолжая при этом питать воображение через внутреннюю жизнь, потому что также говорится, что без мотивирующих его мечтаний человек больше не прогрессирует.

    Но, откровенно напоминая об этой точке зрения, я, очевидно, очень далёк от возможности (и даже от желания) предложить изменение практики боевого искусства среди сотен тысяч практикующих, которым нравится двигаться в так называемых регулируемых и дозволенных боевых действиях. Я все же хочу попытаться рассказать им (ибо кто знает?), что в Японии с XVII века, очень скоро после проникновения в страну португальского огнестрельного оружия, существовало множество стрелковых школ (хо-дзюцу) под руководством подлинных самураев, сочетающих в себе без малейшего этического сомнения меч, пистолет или мушкет…     

    Эти самураи отдавали предпочтение эффективности в поле боя фиксированным и устаревшим формам фехтования, практикуемым в доджо эпохи Токугава, и которые, столкнувшись с вызовами со стороны воинов, не ограниченных формальностями, навязанными властью, испытали, мягко говоря, серьёзные разочарования. Но кто ещё знает? Кто хотя бы хочет знать? Тем не менее, это немного раздражает…

    Удивительно, что никогда не было никакой реакции (если не попыток очернения за моей спиной), исходящей из внешнего окружения наших доджо, в то время как мои предложения по Хо-дзюцу (и моя книга, в которой я обозначил свои цели без возможной путаницы) получили одобрение многих специалистов, непосредственно заинтересованных в этом. Которые даже начинают частично включать их в учебные программы. Стрельба является частью третьей области мастерства в моем обучении (Тенгу-рю хо-дзюцу), но эта область, конечно, относится только к небольшому числу моих чёрных поясов, которые полностью соответствуют юридическим положениям в области оружия. Это просто авангардная работа, которая вписывается в и без того долгую историю Боевых искусств…

— Если возможно, я хотел бы, чтобы мы вернулись к концепции, которая относительно неправильно понимается на Западе, а именно, что «техника ничто без духа». Или, как ещё более туманно выразился Гичин Фунакоши, «разум больше, чем техника». Это привело к различным ошибкам, и некоторые думали, что разум может позаботиться обо всём и позволить экономить технику, тогда как речь идёт, прежде всего, о том, чтобы выйти за пределы последней, как только она будет освоена и полностью интегрирована. Не могли бы Вы объяснить нам эту несколько сложную «фазу» индивидуального пути, когда нам удается преодолеть эти крепкие узы, которые мы, тем не менее, уважали годами? Это и есть знаменитое пробуждение (или сатори), о котором иногда так много мечтают?
    — Ответ содержится в вашем вопросе: «Речь идёт, прежде всего, о преодолении последней (техники), как только она будет освоена и полностью интегрирована». Но как? Как далеко необходимо зайти в строгом соблюдении этих методик? Сколько времени? Мы не должны идти слишком быстро (срок в 20 лет, не допуская ни малейшего отклонения от последовательного обучения, кажется мне минимумом), но также не следует ждать слишком долго, когда ни тело, ни дух, затвердевшие со временем и с течением жизни, больше не способны реагировать на новые «находки», снова соглашаться открыть для себя «другую сторону» практики, которая, по их мнению, уже давно была постигнута.

    Это ловушка высших уровней: мы находимся где-то в заложниках у своего собственного образа… Однажды достигнув этой стадии, мало кто ещё может двигаться дальше. Слишком рискованно… Мы цепляемся за то, что имеем! И мы защищаем это изо всех сил. Требуется определенное мужество, чтобы освободиться от обнадёживающих достижений. Но пробуждение (сатори) достигается этой ценой. Пробуждение – это вхождение в новое восприятие вещей. Своего рода разрыв с тем, что было раньше, это может оказаться тем более жёстким, чем глубже мы спим… Это может быть страшно.

— Другой вопрос, относящийся к области, которая иногда столь же неправильно понимается (есть те, кто принимает ту или иную позицию в технике как абсолютную истину, и есть те, кто столь же глупо считает оттачивание техники пустой тратой времени и не придаёт этому никакого значения): ката, что это и, прежде всего, для чего это?
    — Я написал огромное количество страниц на эту тему… но мы можем подвести итоги. Что такое ката? След воли к передаче. Образ, пришедший из наших боевых корней. Нужно как можно тщательнее следовать этой линии, не испортив её, с уважением, скромностью, осторожностью. Без ката нет боевого искусства, только спутанные техники. Для чего нужны ката? Во — первых, мы должны заложить в себя основные элементы, как в отношении техники, поведения в реальных условиях, движения, ритмы, внутренние ощущения, направленность сознания. Это ещё не всё, но это главное.

    Ката служит для дисциплинирования, для того, чтобы сформировать себя. Создать базовую форму. И тогда уже, но гораздо позже, мы можем позволить себе заглянуть в другое место, пока тело и разум не исчезли в формах движений, если слишком долго просто бездумно воспроизводить эти движения. Именно об этом отношении я говорил выше по поводу пробуждения. Отныне и всегда, ката — это память о том, что мы находимся на пути, по которому мы только лишь идём. Мост между прошлым и будущим. Добро, оставленное другими, которое мы не должны искажать или уничтожать для наших маленьких потребностей нетерпеливого эго… К сожалению, это часто случается.

 

Техническое изображение ката (Бассай дай) и его графическое начало в рисунках Роланда Хаберзетцера.

— Вы очень давно предупреждали (вплоть до того, что Вас иногда обвиняли в занятиях «интеллектуальным карате», что в конечном итоге является комплиментом от язвительных людей, которые использовали этот термин для насмешек), о множественных и неблагоприятных отклонениях, подрывающих боевую сферу. Одни люди будут применять необузданное насилие без каких-либо моральных сомнений, а с другой стороны идеалисты в конечном итоге будут практиковать суррогат боевого искусства, который не поможет им в критической ситуации. Это кажется очевидным, но всё труднее заставить большинство людей понять, что боевое искусство должно быть эффективным, действительно эффективным в боевой ситуации (чего, конечно, следует избегать), но как духовный путь оно должно также привести к возвышению индивидуума, который, осознавая свою силу, свои возможности, действует ответственно и доброжелательно. Разве мы не находимся здесь в центре, в конечном счете, не «проблемы», а самой концепции двойственности, свойственной азиатской философии или даже человеку? Это стремление к равновесию, гармонии, которое приводит к тому, чтобы делать необходимое — не меньше, и достаточное — не больше. Это также лежит в основе Тенгу, но также в основе почти любого мыслительного процесса. Почему то, что кажется таким очевидным, таким универсальным, для некоторых так трудно осознать или даже понять?
    — Вы указываете на суть размышлений, которые должны сопровождать любую боевую практику. Придерживаться советов предков, тех, кто проложил путь «пустой руки», быть уверенными в своём пути и в своём желании передавать. Это то, что, безусловно, становится сложным в этом мире, который постоянно меняется, где ориентиры беспечно растоптаны. Неизвестно, когда и особенно как закончится этот ускоряющийся упадок.

    Развитие личности, как своей, так и других, уже далеко не в центре внимания сегодняшнего дня! Это относится к ушедшей эпохе Кано Дзигоро (особенно) и Фунакоши Гичина (с той же идеей, что и Итосу), профессиональных педагогов, учителей, которые помогали молодежи Японии, столкнувшейся с вторжением технологической и административной современности в первой четверти двадцатого века. Для молодежи, которая хотела быть сильной и полезной для своей страны. Тот самый тип увлечённости, который также привлёк внимание Запада с появлением дзюдо, а затем карате, и вызвал у нас определенное увлечение, настроение, которое было в нашем первом доджо. И который способствовал тому, чтобы я тоже пришел туда и остался там, очарованный и взволнованный задачей как технической (эффективность), так и умственной (превзойти себя, научившись познавать себя с помощью усилий. И это в духе Дзигоро Кано «Взаимная помощь и взаимное процветание», то есть на благо всех. Была ли более захватывающая цель?).

    Но это было раньше, задолго до… Кому мы можем сегодня рассказать об этой атмосфере? Когда, чтобы удержать как можно больше учеников (и всё более молодых, а также всё более старших, щадя и тех, и других) готовы всё выдавать быстро и легко, оценки, дипломы, медали, на фоне игр и показухи. Реальность не имеет значения. Главное, чтобы было весело. В конце концов, каждый получает свои деньги… Ибо это было началом конца: когда боевое искусство очень быстро разрушалось при контакте с деньгами, которые можно было заработать (взносы). Приоритет изменился. Как и вопрос о человеке, о внутреннем равновесии, о поиске гармонии, применимой ко всему и ко всем, в мирном обществе…

    Посмотрите на выражения насилия, которые проявляются даже во время «спортивных» поединков, что является предлогом для этих вспышек насилия (я понимаю в этом болельщиков…). Посмотрите эти публикации, продающиеся только благодаря своим, так называемым статьям о выживании и самообороне любой ценой, где известные эксперты демонстрируют в видеосюжетах и в полной безответственности, как серьезно ранить, или даже убить, никогда не привлекая внимания к необходимому контролю (что стало бы началом образовательной работы).

    Я зашёл так далеко, что сказал, что некоторые из этих публикаций должны быть запрещены за подстрекательство к необузданному насилию. Где и как молодые люди учатся нападать группами, чтобы дойти до того, чтобы избивать ногами по голове несчастного, уже лежащего на земле…? Не в истинном доджо! Во всяком случае, не в моём! Что стало с этими «местами, где дышит дух» (до-джо), где есть этика, кодекс чести? А что думать о усиливающемся всплеске всё более жестоких столкновениях в спортивном стиле в настоящих гладиаторских клетках? И вы можете ли только представить, что я, ничего не говоря, проглатываю свой гнев? Браво за образовательный материал, который мы предлагаем нашей молодежи! Когда это прекратится?

    Ещё раз посмотрите на всех этих людей, которые бесстыдно преподают в интернете. Часто рассуждая о чём угодно, о банальных методах карате, которые я уже 50 лет назад проиллюстрировал в своих учебниках (и с тех пор считал устаревшими). Всегда без контроля. Как новичок может распознать это, понять, нужно ли подвергать это сомнению, совершить осознанный выбор…? И не пытайтесь успокоить меня, сказав, что это меньшинство среди массы хороших людей, которые «работают» спокойно, как и раньше. Будучи историком, я научился не обращать внимания на меньшинства, которые привлекают внимание слишком поздно, когда всё окончательно решится. Я не хочу злиться, глядя, как наступает такая вседозволенная пассивность. Я слишком сильно и до сих пор люблю боевые искусства с моих ранних лет. Которые я больше не узнаю после того, что с ними сделали.

    Так что нет, это только двойственность между насилием и призывом к миру на основе непрерывных размышлений. Это очевидное противоречие, существующее в философии, предполагает практику, которую действительно можно охарактеризовать как боевую, либо трудную для понимания, либо преодолеваемую. Это просто потому, что больше никто не хочет утруждать себя объяснениями и призывами. Зачем об этом беспокоиться? В то время как можно зарабатывать деньги (и известность в придачу), пользуясь доверчивостью и невежеством публики? Можно обойтись без этой обязанности быть примером, которая должна мотивировать любого настоящего Сенсея (который не является ни тренером, ни инструктором…). Гораздо проще высмеивать «интеллектуальное карате»… Мы остаёмся в пределах досягаемости как можно большего количества людей. Круто…

— Если бы Вам пришлось обратиться к подростку, интересующемуся Боевыми искусствами, чего бы вы посоветовали ему избегать или, наоборот, делать, изучать?
    — Я бы сказал ему никогда не привязываться слишком сильно к человеку, который, как ему кажется, лучше всего воплощает идею того, чем он хочет заниматься, но быть верным самой идее. Верить в это, даже в разгар шторма, менять руководителя, если это необходимо, каждый человек остается совершенно подверженным ошибкам и изменениям в поведении в своей жизни, Но нужно всегда смотреть вверх, в гору, туда, где он думает найти то, что подталкивает его вперёд! Сменить руководителя или идти в одиночку, мужественно и решительно. Не торопясь. Уверенно.
— Вы проделали огромную работу на протяжении десятилетий, сохраняя свой курс и свою честность, несмотря на невзгоды, эксцессы, критику, мелочность отдельных лиц и федераций… тем не менее, те, кто хорошо Вас знает и привык читать, чувствуют, что в последнее время вы немного смирились, чувствуют горечь. Вы настолько пессимистичны в отношении будущего боевых искусств и нашего общества в целом?
    — Я не пытаюсь скрывать это. Я не собираюсь играть в старого мудреца, довольного своей жизнью. Я всегда держался «прямо в своих сапогах», как вы любезно подчеркнули, я никогда ни в чём и ни с кем не шёл на компромисс, (особенно на уровне званий, что стоило мне враждебности и… отсутствия признания, мягко говоря). Из всего этого я ни о чём не жалею. Абсолютно ни о чём. Только о том, что я не всегда был настороже с людьми, которых я считал друзьями, по своей наивности. Но дело сделано.

    Но сегодня, отдалившись от этого приключения после 61 года практики, в значительной степени посвященной другим, сказать, что я доволен этим, было бы ложью. В мою жизнь пришла зима… Это время, когда я должен чувствовать себя спокойно. Это не так. Так зачем заставлять людей верить в это? Я до сих пор испытываю гнев и боль от того, что меня наконец заставили признать, что мы определенно ничего не можем изменить в опасных социальных эволюциях нашего времени. Я твердо верил, что обучение боевым искусствам (с тем духом, который это подразумевает) могло бы действовать как рычаг, с помощью которого мы могли бы надеяться воздействовать на наше общество. Среди прочих рычагов, без сомнения, но я выбрал именно его и уцепился за него с очень сильной верой.

    «Если ты с чем-то не согласен, сделай что-нибудь, чтобы это изменить» — американская поговорка, которую я пытался применить в своей маленькой жизни. Многие из нас сделали бы это, мы бы точно смогли… Сегодня это реализация невыполнимой миссии. И это трудно признать. Я слишком много пережил всего этого с глубокой и эмоциональной преданностью. Как мне не чувствовать себя разочарованным? Как не чувствовать в определенные дни уныние и горечь? Я решил преподавать всю свою жизнь, как в лицее, так и в доджо, со страстью, с речами, которые никогда не были «без запаха, цвета и вкуса»… но которые я хотел аргументировать, страстно, увлечённо. Чтобы новые поколения учились на ошибках прошлого. Чтобы ТЕ немногие на этой планете больше не могли безнаказанно определять нашу жизнь, основываясь на ТОМ, что их устраивает, в тот момент, КОГДА это их устраивает. Но мы ничему не научились.

    Мы не хотим открывать глаза. Ещё менее вероятно, что это прекратится с помощью наших воздействий на мысли и дела. И вы хотите, что кто-то, всегда занятый образовательным процессом и постоянно работающий, то здесь, то там, в столь многих странах, в стольких работах, не будет настроен пессимистично? Это расплата за холодный и честный взгляд, которым я смотрю на наше общество. Боевые искусства, конечно, являются лишь маленькой частью этого. Но их нынешний быстрый крах в виде безответственного коллективного согласия является прекрасной иллюстрацией. Тем не менее, мне так хотелось бы ошибиться.

    Но в эту наступающую зиму я чувствую себя немного одиноким. Я привык плыть против течения, даже когда это течение становилось все сильнее и сильнее. У меня был выбор. Но теперь, когда сломались последние плотины, которые освободили все эти сугробы, которые сегодня захлестывают то, что мы называли боевым, я чувствую настоятельную необходимость наконец выбраться на берег, чтобы посмотреть, как проходит мимо меня этот разрушительный поток. Это «преобладающее карате»…

    Я понимаю ту фразу, которую приписывают Миямото Мусаши: «Воинский путь — это путь, по которому идут в одиночку», как Самурай или как Ронин (это мой случай, поскольку я никогда не хотел быть вассалом какой-либо системы). Но если возможно упорно идти по этому одинокому пути в течение длительного времени, весной, летом и даже осенью всей жизни, когда наступит конец пути… и обернуться, чтобы посмотреть … это немного менее заметно и, безусловно, становится сложнее. Это не означает, что я чувствую себя готовым перемещать свои курсоры в соответствии с режимами времени, в котором я старею.

— Не могли бы вы рассказать нам пару слов о своих возможных будущих планах?
    — Поскольку я уже всё сказал, всё написал (я повторяюсь, но эти чувства глубоко укоренились во мне), я больше ничего не буду делать в этом направлении. Пусть меня читают или перечитывают. По правде говоря, я не решаюсь публиковать продолжение моих «Мемуаров» (2007-2017), которые могут быть слишком окрашены горечью… Наряду с моей профессиональной жизнью (которая сама по себе уже была целой программой, из которой я уже вышел на пенсию 17 лет назад), я прожил сказочную боевую жизнь, с её захватывающими достижениями, встречами, её внешними и внутренними открытиями, её надеждами на развитие. Но всё же, такая активность с той же скоростью должны закончиться, иначе я рискую сжечь остатки энергии, которые остались во мне. Вот почему я сделал решающий поворот во время последней весенней стажировки в мае прошлого года: я завершил 45-летнее президентство в созданной мною ассоциации, которая с годами превратилась в «Центр Исследования Будо — Институт Тенгу», и я передал эстафету руководства доверенным людям, которые следуют за мной более 30 лет и будут продолжать мою работу лучше, чем я сейчас.
     Мои планы сводятся к одиночной практике в личном доджо в Сен-Наборе и одной-двух «вылазках» в год на традиционные весенние или зимние семинары в Страсбурге — С и ДЛЯ моих многочисленных «Тенгу» (а также для тех, кто всё ещё хотел бы присоединиться к ним!). Пока моё тело будет позволять. Страсть к моему боевому пути, к счастью, всё ещё жива, но я прекращаю эти проповеди «во внешнем направлении» (за пределами моей организации), которые так сильно измотали меня, разочаровали в своих результатах и в конечном итоге остались совершенно непродуктивными.

    Некоторое «уважительное отношение», о котором мне говорят здесь или там, так далеко от большой волны, способной бросить вызов системам и повлиять на них. Хотя я искренне благодарю тех, кто позаботился о том, чтобы сказать мне об этом. В остальном нас было слишком мало и мы были слишком разрознены… Короче говоря, я один из последних, кто остался в другой эпохе, в том времени которое постепенно замолчит, и я, наконец осознал это! Я более чем устал грузить ветряные мельницы на свою усталую лошадь… Если однажды другие захотят снова попробовать выполнить задачу, которую я поставил перед собой (начиная с нового руководящего комитета CRB-IT), я думаю, что оставил им достаточно материала, чтобы им не пришлось начинать с нуля… И пока я жив, я буду с интересом наблюдать за всем этим, но чуть поодаль. Я остаюсь пилигримом на пути Тенгу, но теперь я замедляю свой путь, узнав так много о человеке…

    Ещё тысячу раз большое спасибо Роланду Хаберзетцеру за его откровенность и время, которое он уделил нам. В заключение я бы сказал, что то, чего добился этот человек, настолько велико, что потребуется огромное количество времени и усилий, чтобы оценить истинное значение этого. Он не изменил ни мир, ни даже мир боевых искусств, потому что это было совершенно невозможно. Но он изменил жизнь многих людей. В лучшую сторону. Мало кто может похвастаться таким достижением. И, став Великим (в боевых искусствах, в издании книг…), он сохранил скромность «маленького человека» (выражение здесь ни в коем случае не унизительное, наоборот). Это, как ничто другое, многое говорит о качестве человека как учителя.

    Более чем когда-либо Роланд является идеальным воплощением Ронина, самурая без господина. В феодальной Японии человек становился Ронином в случае поражения, проступка или, что более важно, исчезновения его господина. И, хотя мне очень жаль, его Учитель действительно исчез. Потому что он пережил другую эпоху, другой мир, где слова имели значение, где уважение было заслужено, где праведность, безусловно, частично зависела от характера, но также и от образования.

    Роланд — один из тех редких людей, которые используют в одном слове понятия, охватывающие технику, мужество и честь. И всё же он так и не стал «динозавром», он не остался застывшим в прошлом, пленником древних обычаев, он умел развиваться, сохранять самое необходимое, приспосабливаясь к текущим потребностям.
    С другой стороны, в чём он сильно отошёл от порой незавидной участи Ронина, так это в том, что он никогда не пойдет в одиночку. Тысячи людей во всем мире вдохновляются им, изучают его работы, следуют его советам. Они ничего не исправят в массовых изменениях, но он, этот настоящий Сенсей, расширил их кругозор. Мой кругозор.
    Однажды я сравнил мастера Хаберзетцера с «мистером Мияги» или «мастером Йодой». Очевидно, это было преуменьшение. Добрая шутка. На самом деле, он намного превосходит этих вымышленных персонажей. И мне посчастливилось познакомиться с ним и извлечь пользу из его публичных работ в течение столь долгого времени (более 30 лет!) и из нашей частной переписки за последние… несколько лет.
Спасибо, Сенсей, за это сияние в ночи, за этот курс, который позволяет немногим, в том числе и мне, продолжать путь, не теряясь окончательно.

Оригинал интервью вы можете прочитать ЗДЕСЬ

Перевод текста с французского:
Наталья Щукина, 4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©

Опубликовано с разрешения автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *