Тенгу-шихо-но-камае: для защиты со всех сторон…

Тенгу-шихо-но-камае: для защиты со всех сторон…

«Даже если ваши противники нападают на вас с четырех сторон, постарайтесь бороться с ними в одном направлении (…). Пусть ваши глаза охватывают все.» Миямото Мусаши («Книга пяти колец» – Книга воды)
« После тысячи повторений (техники), достигают легкости…
После тысячи повторений, в них воплощается дух…»
(китайская пословица)

Иллюстрации взяты из книги Роланда Хаберзетцера «Tengu-ryu Karatedo». Опубликовано с разрешения автора.  2014 KARATE

Некоторым, кто мог бы удивиться, что после стольких лет занятий будо я ограничиваюсь повторением общепринятых и базовых классических техник и правил древнего общества, которое передавало эти техники, я мог бы сказать, что «Путь Тенгу» (Тенгу-но-Миши) – это, в сущности, не более чем современное толкование древней традиции. Или же, что речь идет о традиционном поведении будока в своем истинном понятии (либо желание избежать боя, либо необходимость «реального» поединка — только два варианта предусмотренные по-настоящему «боевым» поведением), но новом по форме выражения (по новому современному определению, в контексте применения классических техник). Я хочу рассказать о краеугольном камне этой системы, т.е. «Универсальной защитной реакции» (R.U.D.) или освоении «защиты Тенгу» (Тенгу-но-Камае), начиная с которой все формы защиты или противодействия могут расцениваться как реакция на атаку или просто на угрозу атаки.

Тенгу-но-Камае – это своего рода форма противодействия (физическая и умственная так_ly682tmp.thumbтика, при которой возможен любой выбор), но которая может сама также быть защитным движением (возможность устранить опасность конфликта без физического вмешательства). Я вернусь позже к способу управлять опасностью, начиная с этой «боевой позиции», главная цель которой – установить безопасную дистанцию между собой и источником опасности, что позволяет выиграть время, прежде чем нанести ответный удар, если он действительно необходим.

В предыдущей статье об изучении понятия Тенгу-но-Камае я ограничился объяснением реакции на фронтальную агрессию, следуя двум сценариям: первый – атака на короткой дистанции (Ма), второй – атака на еще более коротком расстоянии (Чика-ма), согласно определению «зоны личной безопасности» (см. ниже). Ниже речь пойдет о «защите Тенгу» по 4 основным направлениям (Шихо): впереди, с левого бока, с правого бока, сзади.

Таким образом, мы приступаем к рассмотрению поля многостороннего применения Тенгу-но-камае, его составляющих и его целей. Следует подчеркнуть, что данная тема может быть понята только во взаимосвязи с предыдущей статьей.

Структурные принципы Тенгу-но-Камае.
Эта защитная позиция (Камае) основывается на первоначальном определении вашей «сильной стороны» (обычно, это правая сторона для правши, левая – для левши, т.е. та сторона, на которую больше полагаются для эффективного проведения контратаки) и вашей «слабой стороны» (обычно, это левая сторона для правши, правая – для левши, т.е. та сторона, на которую больше полагаются при защите перед ответным ударом). Несмотря на то, что разносторонние упражнения, конечно, необходимы (можно делать все на тренировке, лишенной риска…), мы исходим из мысли о том, что в случае реальной опасности в реальной жизни, тело будет реагировать инстинктивно, так, как ему кажется наиболее эффективным, какими бы ни были специальная персональная подготовка или «память отлично натренированных мышц» (в действительности, если честно, считают, что правильно выполненное движение становится автоматическим только после, как минимум, 6000 – 8000 повторений, что за интерес тратить половину времени на «закрепление памяти», путем повторений движений с правой стороны также как и с левой? В реальности, когда второго шанса не будет, нужно идти к главному и структурировать свою тренировку согласно насущным потребностям.).

Защита основывается на простом и всегда одинаковом языке жестов (что, впрочем, подходит и для безоружного боя, и для вооруженного, Кобудо и др.), состоящем в основном из «мышечной памяти», которая в неожиданный, но решающий момент опередит любую форму умственного вмешательства в подготовке ответного удара…

Защита выполняется, чтобы защищаться в любом направлении, откуда может грозить опасность, первоначальным отступающим движением или (и) поворотом тела, которое пустит в ход этот идентичный язык жестов, ведущий к финальной идентичной позиции: слабой стороной к опасности, сильной – слегка отступить…

Защита отражает силу воли, самообладание и контроль над ситуацией. Она выражает желание сначала распознать опасность и оценить необходимость сопротивляться ей, а также выбрать средства для борьбы с ней. Она защищает от первой, инстинктивной и бесконтрольной реакции. Это для того, чтобы не быть отброшенным непропорциональным опасности ударом. Нужно грамотно «ответить» опасности и ее материальному воплощению (дать «необходимый и адекватный» ответ)…

Она позволит непосредственно начать действие, без перехода из одного состояния в другое, с максимальным выбором возможных техник (одинаково хорошо как в варианте Го-но-сен, так и в варианте Сен-но-сен), с мобилизацией энергии и скорости (а именно естественное положение ног (Мото-дачи) и расположение бедер). Она может реализовываться в сочетании со всеми техническими выражениями большого арсенала техник, предоставленного в распоряжение классическими боевыми искусствами. Но всегда в реалистичной манере (т.е. согласно обстоятельствам, полю боя, предпочтениям, физическим возможностям, ощущениям момента…)…

Тенгу-но-камае – это не техника сама по себе (она имеет место быть непосредственно перед поединком), но она содержит все необходимое для дальнейших действий, когда нужно вступить в бой. Непрерывная умственная тактика Дзаншин (еще не сфокусированная концентрация), сопровождаемая Хаппо-моку (это «зрительный поиск», см. ниже).

A.D.E.M.: линия скрытого умственного поведения.

Умственный процесс, сокращенно A.D.E.M., должен сопровождать все столкновение, и этому нужно тренироваться с начала подобных занятий в залах:

А.(appréciation), для «оценки» (действительности и степени серьезности ситуации), которая должна быть точной…
D.(décision), для «решения» (действовать или нет, и на каком уровне), которое должно быть быстрым…
E.(engagement), для «схватки» (создание противодействий, контролируемое единство защиты и ответных ударов), которая должна быть всеобъемлющей…
М.(mobilité), для «подвижности» (физической и умственной, в процессе действий), которая должна быть постоянной…

Только первые две фазы (А. и D.) соответствуют стадии Тенгу-но-Камае. Остальные (Е. и М.) принимают участие только однажды, затрагивая технические выражения желания ответного удара (схватка, бой). Можно было бы изложить Е. и М. здесь же, не прерывая повествования о Тенгу…но мы переходим к совершенно другому, незрительному уровню применения понятия…
Способ применения с точки зрения «безопасного пространства».

«Безопасное» или «защищенное пространство» человека – это гибкое понятие, которое нам нужно воспринимать в соответствии с нашей позицией в более или менее отдаленном пространстве, содержащим в некоторой степени возможную опасность. Оно содержит три сферических «щита», или последовательных «кольца» и является их центром:

«жизненная» зона (или «интимная», Чика-Ма, не далее 2 метров от себя; пространство, в котором совершаются минимум 80% боев и где время на реакцию ничтожно мало).
зона «ближней защиты» (или «личная», Ма, 2 – 5 метров от себя; зона, в которой все очень быстро меняется и где необходима абсолютная бдительность).
затем открывается пространство «социального контакта» (или «социального диалога», То-Ма, где перспектива опасности достаточно отдалена и можно несколько ослабить бдительность и где есть реальный шанс предотвратить возможную и уже объявленную схватку!).

Тенгу-но-Камае используется только в ситуациях Ма (всегда) и Чика-ма (выборочно: смотря по обстоятельствам можно выбрать защиту или перейти к прямым ответным действиям).

А) Тенгу-шихо-но-Камае в зоне «ближней защиты» (на расстоянии Ма).

Когда?

Принцип действия: установить безопасную дистанцию, позволяющую увидеть приближение и не действовать в спешке. Это использование Тенгу-но-Камае для внедрения техник в четырех направлениях (Шихо-ваза), в прямых углах (Крестообразный эмбусен) со среднего расстояния, разделяющего Вас с опасностью.

Это состояние характерно несколькими характерными чертами:

  • расстояние требует неусыпной реакции, но еще не действий…
  • у меня есть время ясно распознать опасность или осуществляемую атаку…
  • у меня еще есть возможность ослабить кризис (снять напряжение), не вступая в бой…
  • у меня достаточно места чтобы двигаться и перемещаться…

Как?

Исходим из естественной позиции, лицом напротив, стоя, опустив руки, кисти не сжаты в кулаки (как в Иой, но не боевая «форма»…которая принимается в состоянии боевой готовности и которую в реальной ситуации, скорее всего, не будет времени принимать из-за неожиданности…):

1 – ответ (на опасность) впереди (Шомен): не скользить непосредственно вперед, сначала двигается правая нога. 5c47392f1fbec_Ma face
2 – ответ на 90 градусов (на опасность) сбоку слева (Хидари): немного выдвинуть вперед правую ногу (как в ката Гекисай…), посмотреть на опасность, затем повернуться на обеих ногах влево.5c473c7cc6fc2_Ma gauche
3 – ответ на 90 градусов (на опасность) сбоку справа (Миги): повернуться телом вправо, смотреть на опасность, затем повернуться на левой ноге и отступить правой. 5c47392f12c40_Ma droite
4 – ответ (на опасность) сзади (Уширо): взгляд поверх левого плеча, ноги крест-накрест, правая впереди (как в ката Санчин), затем повернуться назад влево. 5c473c7cca980_ma derierre 1(есть еще вариант для поворота через правую сторону)5c47392f187b7_Ma derri__re

Всегда помнить…

1) необходимо сначала распознать опасность (видеть), перед движением (отступление назад или поворот), действие, которое можно всегда прервать на этой стадии в случае ложной тревоги…
2) только потом закончить движение и блокировать с использованием «защиты Тенгу», готовность начать активные действия… Никогда не давать движению идти механически, рефлекторно!

3) Не застывать мысленно в позиции, а быть готовым ринуться в бой…

Дышать.

Вдыхают (фаза удивления) на скользящем шаге, сопровождаемом фазой «замаха» рукам сначала и к правому боку, а затем от себя. Выдыхают (возобновление контроля) из «брюшной полости», принимая конечную позицию, руки в защите перед собой, согласно известному приему (см. предыдущую статью). Действие можно сопровождать несильным криком или междометием, как будто выражая удивление (но не сильное Киай, который испортил бы желаемый эффект «пассивности», т.е. привлек бы внимание к вашим возможностям ответного удара…).

Эти четыре правила поведения составляют структуру «Кара-хо Тенгу-ма-но-ката» (плюс дополнительные перемещения и «зрительный поиск» после каждого действия).

В) Тенгу-шихо-но-Камае в «жизненной» зоне (на расстоянии контакта с опасностью, Чика-Ма).

Когда?

Принцип действия: спровоцировать жестокое действие разрыв-освобождение, используя защиту локтями и первый поражающий удар, чтобы отвоевать дистанцию. Оставить свободный выбор по обстоятельствам:

либо сохранять классически безопасную дистанцию (Тенгу-но-камае) и дать себе время подумать (только фазы A и D из A.D.E.M.)
либо следовать прямому ответному удару (ни рискуя, не тратя больше времени на переход в Тенгу-но-Камае. . Только фазы D, E и M из A.D.E.M.

Это выборочное использование Тенгу-но-Камае для применения техник в четырех направлениях (Шихо-ваза) с крестообразным Эмбусеном, на очень маленьком расстоянии от источника опасности.

Характерные черты данной ситуации:

  • дистанция (Чика-ма) требует чрезвычайно быстрой реакции…
  • у меня больше нет времени распознавать опасность или осуществляемую атаку, которая непосредственно передо мной (начало ближнего боя, попытка захвата…)…
  • у меня нет достаточно места, чтобы двигаться и перемещаться, и даже времени об этом подумать… Нужно только ОТБИТЬСЯ!

Как?

В базовой практике (и в ката) исходят из принципа, что остается время принять Тенгу-но-Камае, как говорилось выше. Действие разделяется на два временных отрезка: 1-ое (разрыв – освобождение) – это только переход ко второму временному отрезку восстановления дистанции в классическом Тенгу-но-Камае .

Исходим из естественной позиции, лицом напротив, стоя, опустив руки, кисти не сжаты в кулаки, как говорилось выше:

1 – ответ (на опасность) впереди (Шомен): отклониться назад одновременно с ударом кулаком и защитой локтем. Затем отвести ногу назад, непосредственно отступая. 5c473c7cb9723_Chikama face
2 – ответ на 90 градусов (на опасность) сбоку слева (Хидари): отклонить влево бедра, сопровождая защитой локтем и ударом кулака. Затем отвести ногу, повернувшись на 45 градусов влево, отступая назад. 5c473c7cbf62b_Chikama gauche
3 – ответ на 90 градусов (на опасность) сбоку справа (Миги): отклонить вправо бедра, сопровождая защитой локтем и балансирующим ударом кулака снизу вверх (но в форме Уракен). Затем отвести ногу, поворачиваясь назад вправо, отступая. 5c47392f20c0c_Chikama droite
4 – ответ (на опасность) сзади (Уширо): взгляд поверх правого плеча с защитой ягодиц сзади, все это сопровождается все той же защитой локтем при опасности впереди и балансирующим ударом правого кулака (Тетстуи-Учи) при опасности сзади. Затем отведите ногу, поворачиваясь назад вправо на 180 градусов и отступая по оси атаки.5c473c7cbc1b8_Chikama derierre

Следует отметить, что в вышеуказанных направлениях 3 и 4 защита локтем не используется для непосредственного участия, а выполняется для систематического закрепления в памяти позиции «слабой стороны» (хотя практика с партнером вскоре выявит дополнительные преимущества…).
Нужно всегда помнить…

1) реакция должна быть незамедлительной, с мощным ударом, с места, чтобы воспрепятствовать контакта.
2)Отступать и поворачиваться сразу же, чтобы укрепиться в «защите Тенгу».
3)Контроль пространства. Не застывать задумчиво в одной позиции, а быть готовым ринуться в бой…

Дыхание.

в первом отрезке времени (разрыв – освобождение): выдыхают незамедлительно, в «брюшную полость», отклоняя торс. Эффект удивления должен тут же пройти благодаря вмешательству бешенного желания вновь взять инициативу в свои руки (решительный дух). Нужно неожиданно проявить себя в бою (Ха-кей) и одновременно привести в действие мощный Киай и Кимэ.
во втором отрезке времени, связанным с первым: продолжают выдыхать, сохраняя Киай, либо чтобы отступить и оказаться в Тенгу-но-камае (установление безопасного расстояния), либо чтобы вскоре последовал ответный удар по противнику (с физической и умственной подвижностью) до победы над противником и нейтрализации угрозы.

Эти четыре правила поведения составляют структуру «Кара-хо Тенгу-чикама-но-ката» (плюс дополнительные перемещения и «зрительный поиск» после каждого действия).
Адаптация языка жестов для разностороннего использования.

Нет ничего проще… и легче…

Это цель данной формы практики «Тенгу». Только работа по упрощению языка жестов, по нахождению рационального объяснения поведения и, соответственно, приемов, когда речь идет о дополнительном оружии…(фото 24 – 27: пример удара с Тамбо с захвата в «пассивной» защите Тенгу) может привести к повышению эффективности: только наипростейшие вещи, тысячи раз повторенные, если не считать их ненужными, могут пригодиться в стрессовой реальной ситуации.

Ничего показного, а значит и никакой уступки во внешнем виде. Практика, начиная с Тенгу-но-камае – это почти реальность, которая грубо окликнет вас, даже крайне грубо, как раз в тот момент, когда вы меньше всего этого ожидаете… Не оставляя вам никакого шанса вновь начать с нуля, как это бывает в классических тренировках в залах. Надо начинать думать о такого рода возможностях до того, как они обрушатся на вас… Занятие «боевым» искусством должно также, а возможно и в первую очередь, помогать вам противостоять внешней опасности, которая порой не совпадает с нашими представлениями о ней…

Кроме этапа, который был только что описан, «Тенгу-шихо-но-Камае» существует… «Тенгу-Хаппо-но-Камае»: с 4 (Шихо) переходят на 8 (Хаппо) направлений реагирования, что тоже можно назвать «все направления» (см. известную защиту «Хаппо-бираки» Миямото Мусаши, в которой нет возможности для атаки!). С раскрытием всеобъемлющего ощущения «сферы выживания» и «периферийного видения» или «зрительного поиска» (Хаппо-моку), которое должно сопровождать весь бой во всех направлениях (в отличие от «туннельного видения», заблокированного в одном направлении, которое практические современные формы слишком часто связывают с Уке по отношению к единственному Тори…).

Я коснусь темы начала тактического поведения в следующей статье.

Президент CRB-Институт Тенгу
Шихан, Роланд Хаберзетцер
9 Дан каратэ-до