Три концепции Будо

Три концепции Будо

Три концепции Будо, которые должны быть изучены каждым истинным знатоком воинских искусств…

ideogr03

Хейхо

«Воинский (Хей) метод (Хo)»: название стратегии, данное Ито Иттосаи Кагехиса (1560 — 1653) в его стиле Итто-рю Кен-джутсу, стало своеобразной маркой новой концепции в технике боя с мечом: обучение должно нацеливаться больше на духовное возвышение, чем на фактическое приобретение методов ведения боя. Без сильного умственного и без «правильного» духовного отношения, те, кто практикуют искусство владения мечом, будут только уничтожать себя. Это понимание должно быть спокойным, чистым и искренним (Макото). Это — единственный способ использовать действие противника против него самого (Катсужин-но-Хейхо). Хейхо, таким образом, относится к вполне защитному действию, в котором нет никакой агрессивности (примечательным является то, что японские иероглифы «Хей-хо» читаются как «Путь воина», принимая во внимание, что та же самая идеограмма читается в Китае, как «Путь мира»).

Новая цель искусства меча (Кен-но-шиндзуи) периода Эдо (с 1603 по 1868), который обозначается также как Сэйхо, передавать, через обучение всех мастеров меча (Кенши), эту новую философию искусства меча всем ученикам школы Ягю Шинкаге-рю.

ideogr01

Исшин-итто

«Дух и меч едины», выражение, которое используется мастером меча (Кен-джутсу) Ито Иттосаи, чтобы подчеркнуть факт, что не может быть никакой технической эффективности без духовной зрелости.

Ито Иттосаи Кагехиса (1560 — 1653) действительно думал, что обучение эффективной технике борьбы будет бесполезно для человека, не имеющего моральных ценностей, потому что это изучение превратится только в «Путь разрушения». Он также думал, что тот, кто поставил перед собой цель овладеть мечом, должен быть мастером и в литературе, и в воинском искусстве (Бу). Это был очевидный стимул для воина, чтобы нацелиться, прежде всего, на формирование у себя характера более полезного для мирного общества, которое поддерживал Такугава. Итто-рю преподавал принцип Шин-ки-рёку, который переводится как «власть (рёку) разума (шин) и внутренней энергии (ки)».

Именно поэтому Ито Иттосаи не любил, когда в обучении использовалось название «Кен-джутсу». Он считал, что это название весьма ограничено и слишком грубо. Он предпочитал название Хейхо, или Итто-рю Хейхо. Он считал, что Кен-джутсу — это искусство убийства, а Хейхо — искусство защиты. Даже если заключительные результаты могут быть те же самые, различие между ними фундаментально и в отношении, и в духе техники. Всегда было возможно нанести поражение противнику или даже убить его, но самый высокий уровень в учении Итто-рю Хеихо, нацеливал человека хранить меч в ножнах максимально долго и таким образом уходить от конфронтации, используя только психологическое преимущество, которым возможно заставить потенциального противника отказаться от нападения. Мы находим здесь значение Мутэкатсу («победа без рук») Бокудэна Тсукахары (1490 — 1571), который рассматривал эту возможность, как самую большую победу над противником.

 

ideogr02

Хейджо-шин-корэ-до

И ещё один принцип — Хейджо-Шин-коре-миши: «Обычное Сознание — есть Путь» — это известный ответ, мастера дзэна Нансена Фугена, который он дал на вопрос своего ученика Джошу Джушина: «Что такое — Путь?», при изучении одного из Коанов, который в прошлом принёс ему просветление (Сатори). Этот ответ обозначает состояние духа (Хейджо-шин) в котором дух, или сознание, не занято ни в каком направлении, и просто остаётся в сбалансированном состоянии, то есть, «обычном». В VIII веке уже китайский мастер Чань (яп.: Басо) Ма-тсо определил свой путь, как «Дух каждый день».

Это понятие стало краеугольным камнем классической философии боевых искусств (Будо) древней Японии. Оно может быть найдено, среди других, в концепции Ива-но-ми («тело подобно скале»), описанной Миямото Мусаши в своей работе «Искусство меча». Внутреннее состояние Воина во всех жизненных ситуациях находится в состоянии Хейджо-Шин, которое значит, прежде всего, духовное отношение, лишь потом переходящее в физическое. Всё это даёт человеку ощущение стабильности, спокойствия, самообладания. Даже в чрезвычайно неблагоприятной и бедственной ситуации. Это должно иметь место и на поле сражения, и в ежедневной жизни. Это единственный путь эффективно противостоять самым неожиданным ситуациям и выжить в поединке. Сущность Хейджо-Шин-коре-миши была, таким образом, центральным пунктом в занятиях того, кто выбрал для себя Путь оружия, Самурая.

Роланд Хаберзетцер
9-ый Дан Каратэ-до, Президент C.R.B.
(выдержки из книги Сэнсэя Хаберзетцера «Энциклопедия боевых искусств Востока»).
Перевод Евгения Безручко.