Токуи – Ката
Токуи-ката
То, которое мы предпочитаем…
Ката – это средство передачи знания и умения в японских боевых искусствах. Направление следования по пути (До, Тао). Направление, которому оно придаёт свою плотность и смысл. Ката, конечно, имеют свой эквивалент в Китае (Тао-Лу), Корее (Хионг, Помсе), Вьетнаме (Куэн), Индонезии (Джуру, Ланка) и т. д…
Везде, где существует этот тип технической и умственной последовательности, Ката является отличительной чертой «боевого» искусства, то есть обучения уважению к жизни через приближение к вещам смерти. Это реальная педагогика для обучения поведению, с готовностью передать это для тех, кто следует по Пути и кто уже столкнулся или когда-нибудь, в свою очередь, столкнётся с теми же вопросами, что и все люди в процессе «осознания».
Концепция всегда одна и та же: научиться двигаться к «Знанию», и это на нескольких уровнях в зависимости от продвижения состояния зрелости человека, стремящегося к этому Знанию. Этот процесс требует времени, поскольку мы не можем довольствоваться поверхностными достижениями, которые немедленно приостановили бы дальнейшее возможное продвижение. Эти уровни определяются и оцениваются в свете способности интерпретировать то, что мы делаем (и то, что мы стремимся сделать) через последовательность движений.
В выпуске № 27 «Дракона» я обратил внимание на важность понятия Бункай и на те ловушки, которые оно может содержать, способные навсегда помешать прогрессу. Впрочем, хотя они и не выглядят так … но сегодня это не моя тема. В этой важной главе любого традиционного боевого искусства (точнее: в этой центральной структуре любого боевого искусства) доминирует образ Ката, понимаемого и рассматриваемого как «Бесконечное Сокровище».
И с такой точки зрения (которая, следует ещё раз подчеркнуть, не имеет абсолютно ничего общего с простым внешним жестом, предназначенным для возвышения эго, которым мы сегодня более чем пресыщены), Токуи Ката должно сиять совершенно особенным отблеском. Я хотел бы поговорить об этом здесь, в частности, в области Каратедо, которое остается основой моих исследований и моего прогресса.
«Токуи» – это «любимый», «предпочитаемый». Таким образом, мы можем понимать Токуи-Ката как то, что доставляет наибольшее удовлетворение, потому что мы выполняем его лучше всего (во-первых, потому что оно лучше подходит физически), потому что мы работаем над ним более интенсивно, потому что мы находим его более интересным, чем другое (и более увлекательным для выполнения), потому что оно куда-то притягивает… Короче говоря, потому что мы «чувствуем» его лучше, чем какое-либо другое (через переживание внутреннего ощущения как видимого внешнего проявления)…
Учитываемые таким образом параметры зависят только от вас самих. Впрочем, не всегда это легко объяснить рационально. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет… В потребностях, которые каждый может иметь в своей практике, и способах их удовлетворения – тоже. Так что выбор Токуи – это личное дело каждого. Это строго субъективно.
Конечно, правильное выполнение техник, построенных на «правильном» ритме (то есть на том, который был тщательно изучен и воспроизведён), является лишь первым шагом в понимании этого Ката, следовательно, во всей работе, которая приходит «следом». Потому что речь идёт о том, чтобы «проникать» в это ката всё глубже и глубже, особенно на уровне правильного усвоения всех его Бункай, как очевидных (формальные применения, 1-ый уровень), так и других (скрытые применения, экстраполяции из строгой формы, продолжение первого ощущения при выполнении движения, поиск символического и т. д.).
Посредством Токуи в стиле, который мы практикуем (и каким бы ни был этот стиль, при условии, что он имеет реальную историю), мы «возвращаемся» к более старым формам этого Ката, к его эквивалентам в других стилях, мы создаём настоящую биографию, в которой мы движемся всё более и более непринужденно, поскольку каждое новое открытие в Ката проливает свет на всё или часть его аналога в другом стиле. Вплоть до его самых отдалённых уголков, с открытиями лучших Бункай, выходящих из базовых применений, которые теперь остаются лишь отдаленными воспоминаниями…
Токуи в том послании, которое оно должно нести и для которого оно было выбрано (возможно, изначально только интуитивно), может быть полезно и оправдано только в том случае, если Бункай развивался параллельно с ним (следовательно эти дальнейшие ответвления от очевидного Бункая существуют…). Интенсивная работа с Токуи не означает систематического выполнения его быстрее и с большей силой, это означает более глубокое погружение во все его изгибы и повороты, придание ему прогрессивного понимания, которое является ключом к знанию других ката, чтобы получить «совокупность», которая приводит к полному овладению искусством.
Продвижение в прояснении Токуи также означает способность избегать ловушки, оставленные создателем, а иногда и создателями Ката, с целью ввести в заблуждение тех, для кого это учение не было предназначено и кто, не обладая ключом к правильной интерпретации технического кода мог, следовательно, в лучшем случае воспроизвести в действительности лишь пустую и неэффективную форму. Что совсем не очевидно.
Со временем у любого практикующего формируются предпочтения в отношении той или иной группы ката, а затем и в отношении конкретного Ката. На нём он будет останавливаться чаще. На том, которое он с удовольствием будет открывать снова, гораздо больше, чем другие, через которое он выразит себя лучше всего, и просто почувствует себя хорошо, «играя на Пути» (До-раку).
То, которое раскрывает…
В принципе и в идеале выбор Токуи осуществляется без какого-либо влияния или, того хуже, внешнего руководства. Диапазон, который будет иметь в распоряжении каратист, очевидно, будет всё шире и шире по мере его прогресса (мы идём к «продвинутым» ката, а затем к «высшим»), и это первая причина, по которой он может быть вынужден сменить Токуи-ката в течение своей жизни.
И тогда, в любом случае, в ходе этого путешествия поменяются его вкусы, изменится его общее видение Каратедо, да и его тело тоже: выбранное Токуи-ката развивается с возрастом, морфологическими возможностями, внутренними ощущениями и опытом. Пока их не заменит другое Токуи… Токуи-ката очень естественно меняется со временем, и должно меняться со временем… В противном случае мы рискуем пропустить что-то важное… мы не выполняем одно и то же ката в 20, в 40, в 60 лет (в этом очевидном факте нет ничего унизительного). Поскольку его практика – это ответ на множество вопросов (и… сиюминутных определенностей), возникающих в определенный момент траектории Будо практикующего…
И это зависит от «состояния», достигнутого в теле (элемент Тай), технике (элемент Ги), уме (элемент Шин). Будьте осторожны: Токуи-ката повлияет на энергетический баланс тела, а значит, и на здоровье. Один Токуи не стоит другого… и не следует подходить к этому легкомысленно. Его видимая сложность не является критерием. Было бы лучше оставаться осторожным и скромным в своём выборе, чтобы однажды не устроить шоу искажения между возможным и реальным… Потому что главное – всегда брать на себя ответственность, всегда…
Конечно, Сенсей может советовать, направлять выбор, но только если он «знает» своего ученика, то есть если тот следует его пути, его жизни… Это не означает решать за него, но подразумевает важный факт, который сегодня встречается всё реже: настойчивость ученика в прогрессе, вверенном одному Сенсею, с уважением и неизменной преданностью. На протяжении многих и многих лет…
Эксперты и их учителя прошлых лет знали (по крайней мере, сообщали) лишь о немногих ката и намекали, что среди них есть один или два любимых. Которые, кстати, они редко показывали, и только своим ближайшим ученикам (Учи-деши), чтобы безответственно не «раскрыть» себя ни в своих боевых приёмах, ни в своих личностях.
В самом деле, могла быть жизненно важная причина ревностно хранить секреты эффективности Ката, его сильные стороны, которые можно было бы использовать в реальном бою. «Дух техники», который должен сохраниться и сегодня, чтобы восстановить смысл того, что мы делаем в ката. Токуи выявляет (или выдаёт?) личность, амбиции, прогресс, достигнутый уровень.
Нужно ли позволять уровню раскрывать себя? Позволить проявиться совершенно личным эмоциям? Во имя чего? Для кого? Для себя. А также, возможно, только для одного человека, того, кто может только радоваться показанному прогрессу, кто может по-настоящему оценить его, оценить количественно и кто ещё может скорректировать его по мере необходимости. Того, который сам много вложил в это Ката.
Только настоящий Сенсей, который видел, как «растёт» его ученик, действительно знает ценность времени и имеет чёткое представление о том, что он представляет ученику в своём Токуи. Здесь мы находим понятия времени и опыта, столь сильно присутствующие во всех традиционных китайских стилях боевых искусств (У-шу) и лишь частично перешедшие в японские стили, сравнительно недавно и слишком рано ставшие востребованными и модифицированные в условиях спорта.
Разве кто-то действительно может в спортивных рамках оценить выполнение Ката, в котором выражены личные переживания, в неповторимой, не поддающейся классификации и совершенно личной гармонии? Токуи, на которое нужно смотреть только молча, с уважением и умом сердца? С отсутствием каких-либо количественных показателей кто может судить о внутренней эволюции человека?
Есть люди, которые без комплексов думают о мощи, действительно считая, что это просто боевые движения, которые мы так часто наблюдаем в настоящее время, и которые не имеют отношения к тому, что я хочу здесь сказать. Подходя к концепции Токуи-Ката, спортивной или традиционной, мы не обязательно говорим об одном и том же…
Таким образом, когда мы говорим о Токуи Ката в контексте прохождения спортивных оценок, где оно будет восприниматься как Ката, которое кандидат будет выдвигать, чтобы попытаться проявить себя как можно лучше, наряду с обязательными Ката, задаются ли по-настоящему правильные вопросы, чтобы позволить себе оценить демонстрацию этого Ката?
Как, например: какое значение кандидат действительно придает своему выбору? Исходя из каких соображений? Соответствует ли этот выбор степени зрелости, как на ментальном уровне, так и на уровне понимания техники, которую практикующий действительно может показать, чтобы «осмелиться» его выполнить? Действительно ли этот Токуи лучше всего подходит для того, что хочет выразить практикующий? Действительно ли это подходящая демонстрация, чтобы подчеркнуть работу, которую он должен был выполнить? Являются ли эти критерии отбора со стороны кандидата больше учитывающими потребности его «личности», чем потребности его «Я»…?
Каждый Токуи безжалостно раскрывает облик человека, который утверждает, что использует его, чтобы что-то показать кому-то ещё его сильные и слабые стороны, его притязания и его реальное состояние здесь и сейчас. Токуи обязывает. Легкомысленный выбор Токуи может привести к результату, противоположному тому, на который мы надеялись…
И ещё один вопрос, который превосходит все остальные: действительно ли жюри этого экзамена имеет право выносить оценку Токуи-ката, если оно ничего не знает о человеке, который его выполняет (личность, жизненный путь)? Однако именно это и происходит в бесконечном большинстве случаев, когда кандидаты неизвестны членам жюри, которое также является «анонимным».
Конечно, на начальных этапах развития это можно признать: мы можем со стороны судить о Токуи молодого каратиста, по его мощи, скорости, легкости, проявлению силы, всё ещё немного грубой. Несомненно, с учетом опыта более или менее профессионального жюри, этот уровень физического исполнения можно принять к сведению. Но какой ограниченный образ Токуи Ката! Выбирать, тренировать, выполнять, расценивать Токуи в духе «прохождения экзаменов». Отсюда некоторые варианты, иногда очень … экзотические, абсолютно не связанные с возможностями того, кто выполняет Ката, который, тем не менее, должен осознавать риск, на который он идёт, выставляя себя напоказ с легкостью и притязаниями на оценку. Такие Ката по-прежнему представляют собой отход от первоначального духа концепции, спортивные отклонения от которой являются обычным явлением. Палец и луна…
В то время как ката действительно являются «бесконечными сокровищами», Токуи-Ката (я имею ввиду: в «боевом» направлении) является решающим ключом к ним. Вот почему «настоящее» Токуи, а не то, которое мы вытаскиваем из рукава, пытаясь поразить публику какими-нибудь изощренными движениями – это то, которое… мы очень неохотно показываем! Которое мы тщательно полируем внутри себя. Только для себя. Потому что оно откликается только для себя. Потому что на него не смотрит никто, кроме «себя». Потому что это ключ к «я», открытие которого впоследствии придаст этому Ката уникальный характер… Именно его мы охотно держим в тени…
И если случайно мы всё же покажем его, это решение должно быть великим знаком доверия, уважения и дружбы по отношению к тому или тем лицам, которым мы его «доверяем». Ни в коем случае не обязанность. Токуи-Ката смотрится с уважительным трепетом, без претензий на осуждение. Потому что Токуи-Ката раскрывает не только техническое состояние, но и душевное состояние. Однако когда один делает, а другой смотрит, ощущается ли такое Ката с обеих сторон одинаково….?
И ещё кое-что… Со временем предпочтение между таким количеством доступных Ката становится всё менее приоритетным… Продвинутый каратист будет равнозначно переходить от одного к другому с одинаковым интересом, заботой, удовольствием. Необходимость и полезность Токуи-Ката исчезают. С исчезновением потенциала открытий, который позволяет последний. Потому что в конечном итоге мы найдем в (и благодаря) давно отлаженном Токуи то, что действительно заслуживает того, чтобы остаться, когда всё остальное можно будет забыть. Как будто нам, наконец, удалось пробить пузырь, в котором мы долго тряслись, чтобы вдохнуть живительный воздух, существующий по ту сторону мембраны…
Исходная статья Здесь: http://www.tengu.fr/budocult23.htm
Перевод текста с французского: Наталья Щукина,
4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©
Опубликовано с разрешения автора