Окудэн, другая сторона…

Окудэн, другая сторона…

Шихан Роланд Хаберзетцер был удостоен в Японии звания Соке своего собственного боевого метода («Тенгу-но-Мичи». Сайт: www.tengu.fr). Все его редакционные работы, посвящённые боевым искусствам, книги и статьи, широко распространяемые далеко за пределами франкоязычных стран, до сих пор являются важным справочником в этой области. Как за новаторское богатство технического и культурного содержания, так и за то, что за 40 лет он ни разу не отклонился от линии аутентичного «боевого искусства», без компромисса со спортивными направлениями, вытекающими из него.
 
Статья, опубликованная в Журнале Самурай    N° 9  (апрель-май) 2011г. http://www.tengu.fr/okuden.pdf
Роланд ХАБЕРЗЕТЦЕР обращает здесь внимание на «содержание боевых действий», которое многие практикующие полностью игнорируют, или принимают за миф, или даже неправильно представляют. Однако это другое измерение Будо существует, и доступ к этой другой стороне «горы» возможен для каждого, хотя это одновременно и просто, и немного более сложно…
«Оставайтесь перед дверью, если хотите, чтобы она открылась для вас. Не уходите с дороги, если хотите, чтобы кто-то вёл вас. Ничто никогда не закрывается, кроме ваших собственных глаз».
 
«Всё, что вы знали или видели, — это не то, что вы знали и не то, что вы видели».
          (Фарид ад-Дин Аттар, 1150-1220, персидский суфийский поэт и мистик, «Язык птиц»)
Скрытая сторона вещей
    В сегодняшнем «мире Будо» (1) они всё ещё есть… Некоторые вещи, пережившие то время, когда многое, и не только в Доджо, воспринималось иначе, чем сегодня. Некоторые молодые люди, одушевлённые новым новаторским духом (как некоторые в прошлом…), ищут истину. Все те, кто, даже смутно, чувствуют, что техника, даже самая лучшая, никогда не является конечным результатом. Кто понимает, что это, в лучшем случае, лишь аспект желаемого прогресса или, в худшем случае, приманка, играющая на их усилиях. 
    И поэтому они стремятся лучше определить направление, которое они хотели бы исследовать. Но которое так мало обозначено на том «пути», который считается единственным существующим у подавляющего большинства практикующих боевые искусства. У тех, чьими вехами являются оценки, чемпионаты, титулы, почести и деньги. Что, при ближайшем рассмотрении, так мало удовлетворяет в более или менее долгосрочной перспективе… Потому, что не имеет ничего общего с… «Путём» (До, Мичи, Дао). 
 
    Интуиция, своего рода разум сердца, который одни носят в себе как врождённую благодать, а другие вечно игнорируют, позволила каждому из них заглянуть в мир Будо, параллельный тому, который им дано видеть чаще всего.
    Любое боевое искусство учит технике, продемонстрированной в полном свете и которая уже широко занимает пространство понимания. Но оно также может открыть доступ к чему-то ещё, скрытому за этой техникой, которая в таком случае является не чем иным, как кодом, средством, сетью для ловли рыбы, костылями для обучения ходьбе, в которых, тем не менее, многие и многие практикующие остаются пленниками на всю жизнь. Потому что никто не любит позволять добыче скрыться в тени. Однако именно в этой тени скрыта суть любого «Пути», относящегося к боевому искусству.
 
Два уровня чтения
    Любое боевое искусство, по сути, предполагает два уровня чтения: сначала изучение самой техники (Шоза), которая может быть защитной, спортивной (соревнования, здоровье), традиционной (воспроизведение классических и древних движений)… Это очевидная сторона (Омотэ) базовых боевых движений, которая предлагает то, что мы можем назвать «готовым продуктом». И которая не может дать больше того, что имеет… Конечно, правда, есть достаточно работы над собой (и интереса), чтобы посвятить (ослепить?) так часто целую жизнь практике и усилиям.
    И ещё есть та тень, скрытая (или внутренняя) сторона вещей, о которой Традиция Будо говорит с помощью терминов Гокуи, Хидэн или Окудэн, слов, которые включают в себя понятие «Секретный», «Тайный», «Скрытый», часто с эзотерическим подтекстом. Что, собственно, и делает технический прогресс (Дзюцу) возможным началом подлинного внутреннего пути (До). 
    В реальности даже в этой концепции «тайного учения», которое может заставить вас мечтать, существует первый и второй уровень чтения (и понимания). Во-первых, это то, что относится к самой технической области и соответствует базовому уровню концепции. Мы позволяем себе сосредоточиться на некоторых методах, которые мы считаем «высшими» и доступ к которым, как считается, запрещён простым смертным… 
    Но есть также то, что касается того, как освободиться от техники, не теряя при этом усвоенной «эффективности» (2), что является значительно более высоким уровнем исследования и, в конечном итоге, истинным измерением вещей… Окудэн всегда существовал в древних школах, в этих двух формах, а также в его передаче от мастера к избранному ученику, который становился мастером в свою очередь, и новому звену в цепи Истинного Знания. 
    Это знание недоступно каждому, кому угодно и когда угодно. Это требует от ученика особого дара, своего рода «благодати», которой он обладает или не обладает, и особой помощи просвещённого учителя. Таким образом, каждая традиционная школа боевых искусств (Рю) имеет свое строго избирательное «секретное» учение, иногда устное, иногда записанное в письменной форме (Деншо), или даже в некоторых Кошики-ката. Ценные узы, которые мастер, в свою очередь, передаёт своему лучшему ученику (это не обязательно тот, кто больше всех на виду). Эти знания всегда были закодированы, чтобы обеспечить их эффективную защиту.
 
Раскрыть дух своих учеников
    Все серьёзные Доджо в мире сегодня знают, что происходит при использовании ТОЛЬКО этой техники. Часто, из-за того, что мы обошли её и упустили несколько ценных подсказок, оставленных в разных местах этой техники, и сослались на «что-то большее», мы в конечном итоге устаём от неё, настолько её повторяющийся вид выдыхается, а затем фактически останавливает истинный прогресс. 
    Тем более, что с ограниченностью мира и смешением людей и идей действительно больше нечего изобретать. В конце концов мы признали, что нет, действительно нет чудо-техники… Но сколько из нынешних Сенсеев всё ещё способно (когда у них ещё есть желание!) открыть дух своих учеников тому «большему», что заключает в себе всеобъемлющая концепция Окудэн? 
    Тот, кто действительно способен на это, наверняка не станет афишировать это. Потому что такова настоящая традиция, где понятия «клуб», «членский взнос», «членство», «система»… неизвестны. В любой школе, уходящей своими корнями в прошлое, есть учитель, которого выдвигают, считают и навязывают в качестве лидера, потому что он лучший в средствах массовой информации (он обеспечивает продвижение…). Однако мы всё меньше и меньше осознаём, что в Традиции тот, кто, может быть, даже проходит незаметно перед нами, — это Каге Шихан (мастер тени), унаследовавший Сущность (ту, что находится в тени техники), которую он будет в свою очередь передавать в лучшем случае ОДНОМУ выбранному ученику, который, в свою очередь, станет «мастером тени» (3)
 
Перевернуть привычное «с ног на голову»… или лучше синица в руках, чем журавль в небе…
    Итак?  Как перевернуть привычное «с ног на голову»…? Каковы шансы у нынешних практикующих? Действительно, слабые, но, учитывая все обстоятельства, не более слабые, чем раньше. Некоторые, немногие, будут иметь эту первоначальную предрасположенность, благоприятствующую Пробуждению (Сатори), в сочетании с шансом однажды натолкнуться на такое хранилище «тайн», которое даст им доступ к этой нити Ариадны, за которую они будут медленно тянуть… Они тогда и афишировать это не будут. А вот остальные, все те, кто действительно хочет открыть для себя эту «другую сторону» боевых искусств? Готовы пойти на все жертвы? Потому что кое-что осталось…
    Прежде всего, и это очень важно, они должны иметь высокий технический уровень в том искусстве, которым они занимаются. В противном случае они никогда не узнали бы, как распознать деталь, это «большее», часто очевидное и в то же время невидимое, которое обозначает поворот ко входу в технику, находящуюся «за» видимым, и ко всему этому миру Окудэн.  
    На этом первом этапе есть Ката, драгоценный процесс взросления, в который необходимо «вложить» тело и душу. Старые ката особенно незаменимы, хотя иногда их кажущаяся техническая бедность (которая подталкивает некоторых каратистов создавать современные, более «наглядные» ката) может укрепить идею о том, что их можно легко освоить. Они часто содержат элементы кода, необходимые для расшифровки всего искусства. Изученные на первом уровне понимания, они остаются для массы практикующих не более чем «местом» (Омотэ), в котором у них не хватит ни терпения, ни ума искать «другую сторону» (Ура). 
    Однако они являются ключами к Знаниям, ранее созданными для этой цели в Китае или на Окинаве (4). Но это нужно прожить, и это невозможно описать, как нельзя описать тень… В этих условиях трудно отказаться от блестящей стороны техники, трудно бросить костыли, на которых после стольких усилий мы в конечном итоге обрели подобие равновесия и положение в жизни! Трудно отвернуться от культа Золотого тельца… трудно отказаться от того, что имеешь в погоне за призрачной выгодой…
 
Подлинная Традиция
    Я всегда утверждал, что боевые искусства, откуда бы они ни пришли, если они относятся к подлинной Традиции, то есть древней и поддающейся проверке, являются частью универсального культурного наследия. В каком-то смысле это язык для всех людей, который может сделать их немного менее невежественными и который позволяет им общаться, чтобы прогрессировать, даже если он не позволяет им систематически открывать «другую сторону». 
    Пока эти люди живы, «код» никогда не будет полностью утерян для мира, и техники Окуден (а, тем более, дух этих техник) могут быть переданы или заново открыты. Так что даже завтра останутся те немногие, которые будут знать богатство этой тени, которую они научились изучать. 
     В руинах городов, погребённых на протяжении веков, мы находим бесценные сокровища, оставленные там исчезнувшими цивилизациями, у которых, тем не менее, мы можем многому научиться. Более того, накопление отложений на протяжении веков всегда было лучшим естественным способом защитить богатства человечества от эрозии времени и безумия человека… Вот почему, в конечном счете, укрепленный этой уверенностью, я все меньше и меньше беспокоюсь из-за всех этих ложных идей, которые накапливаются в Будо и окаменевают драгоценную истину, скрывая тень за ослепляющим светом, под грудой глупостей, мелкого соперничества и притворства. Может быть, так лучше. Ожидая.
 
Начальная школа и университет…
    Когда я писал последнюю главу, озаглавленную «Секреты карате» моего «Путеводителя по карате Марабу» (опубликованного в 1968 году), я уже «знал», что существует «другая сторона» (горы, которую я мне сказали, что мне нужно подняться), чтобы узнать, что привлекло меня в Доджо. Просто сегодня я имею более чёткое представление по этому вопросу. Что я знаю (или думаю, что знаю… после более чем полувека практики и исследований за пределами спорта и средств массовой информации), так это то, что Окудэн не ограничивается дополнительным открытием в простой технической области… Это гораздо больше.
 
За пределами простой техники
    Эта высшая степень эффективности, посредством высшего знания Пути, тот доступ к Окудэну, который заставляет нас мечтать. Это не связано с внезапным открытием новой техники, превосходящей всё, что было изучено до сих пор. Это исходит, во-первых, просто из способа применения (из «кода»), лучшего понимания, из техники и духа, который несёт эта техника (например, удар, нанесённый, хотя и известный, но нанесённый на «нужном» расстоянии, следуя «нужному» углу удара, «верная» интуиция в определенном «пространстве-времени»….). 
    Но Окуден открывает область, которая выходит далеко за рамки техники и которую было бы напрасно пытаться описать словами. Он откроется со временем на фоне истинной передачи. В любом случае, всё это снова меняется с течением времени и опытом, который это время может дать каждому (5).
    Только оставаясь верным выбранному вами пути и тому, кому вы доверили вести вас по нему, и «посвящая этому время», вы обнаружите в вашем поведении новое «распределение» в отношении трёх элементов Шин (умственный элемент), Ги (технический элемент) и Тай (телесный элемент). Из чего проистекает как внешняя эффективность (реакция в реальности, утверждение «я»: так как мы всегда на Пути Воина), так и, что гораздо важнее, внутренняя эффективность (ответы на вопросы реализации «я»: мы, наконец, переходим на Путь Человека). Всё измерение настоящей «стороны» Окудэна…
    По сути, это как начальная школа (Шу..?) по сравнению с университетом (Ха…?) и научно-исследовательскими институтами (Ли…?)… Есть такие, кто никогда не выходит за пределы элементарного уровня (если бы ещё это была «хорошая» школа, реализующая своё призвание — научить читать и писать) и которым не нужен университет в жизни, чтобы научиться полностью реализовать своё призвание (здесь нет места критике). 
    Но тогда не нужно упоминать о других горизонтах, в том числе об этом «сказочном» Окудэне… Я считаю, что каждая традиционная школа боевых искусств, и я включаю в неё Карате (в его аутентичных стилях!), Дзюдо и Айкидо, пусть и более поздние, были задуманы её основателями как позволяющие каждому однажды получить доступ к университету после окончания начальной школы. И, кроме того, дать желание и материал для новых исследований. 

Картина Яги Мейтоку (1910-2003), 10-й дан Годзю-рю, официального преемника Мияги Чоджуна, копию которой мастер подарил Роланду Хаберзетцеру во время их встречи на Окинаве в 1984 году. Мастер с удивлением заметил логотип, нарисованный Сенсеем Хаберзетцером для его ассоциации «Центр Исследования Будо», и сходство их двух подходов в их соответствующих композициях: гора, вода, «до»…(интегрированы в логотип, переработанный с тех пор, как ассоциация была расширена до «Центр Исследования Будо -Институт Тенгу»).

Смогут ли эти основатели, которых до сих пор уважают, осознать, во что в целом превратились их творения и их стремления…? При этом обилии начальных школ (где всё меньше и меньше учат даже правильно читать и писать), и этих высших учебных заведений, заброшенных или даже совершенно недоступных из-за отсутствия прочной основы, о которой все они мечтали?

    Окудэн… Это не последняя находка в глубине пещеры, внезапный ослепительный свет в конце неизвестной долины или узкий проход, обнаруженный в конце «Коридора смерти» в стиле Шаолинь. Это не окончательное откровение, которое, наконец, срывается с уст старого мастера, чувствующего приближение своего часа. Я также не верю, что это сводится к дару, полученному извне. Окудэн скорее является продуктом внутреннего преображения, которое изменяет искреннего и проницательного практикующего, терпеливого и мужественного. Конечно, благодаря ингредиентам, заложенным в него с самого начала его развития честным, скромным и… способным Сенсеем. И которые действуют спустя много времени. Это так просто. Как бы это ни было сложно.
 
Окончательное открытие
    Конечно, каждый волен прожить всю свою жизнь в спокойных стенах начальной школы, где он сможет придерживаться своих детских ориентиров и не чувствовать себя стареющим. Любой выбор может быть достойным уважения, если он никому не причиняет вреда (и если это осознанный и обдуманный личный выбор). Просто нужно чётко понимать возможности, используемые понятия, масштабы, которые мы хотим придать вещам. При этом прекрасно осознавая, что, чтобы посмотреть на Окудэн, на эту «другую сторону» всей практики, нам придется немного высунуть нос из своего пузыря. Рискуя поначалу немного простудиться. Но продолжать восхождение на гору, как в первый день, стиснув зубы, значит дать себе шанс на окончательное открытие, которое для практикующего внешнее является чем-то вроде Сатори (6) или его эквивалентом для практикующего внутреннее… Где боевое искусство становится, наконец, по-настоящему искусством мира. 
 
Роланд ХАБЕРЗЕТЦЕР
www.tengu.fr

Перевод текста с французского: Наталья Щукина,
4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©

Опубликовано с разрешения автора

1) То, что здесь сказано о японских боевых искусствах (Будо), в равной степени справедливо и для всех других, проникнутых духовностью боевых искусств Дальнего Востока, Китая, Кореи и т. д…
2) Смотрите статью «Муто-Дори, без меча!» опубликованную в «Самурае» № 8.
3) Тем не менее, эта тема традиционной передачи в Рю также дала бы пищу для размышлений и вопросов… Под сильным давлением, исходящим как от людей, так и от вещей того времени, которые сегодня переживаются иначе, чем когда-то (даже, и, возможно, прежде всего, в Японии и Китае), эта передача от одного поколения к другому (когда она происходит) теперь происходит только с изменениями и модификациями (оправданными или нет). Что часто ещё мягко сказано… 
4) В связи с этим можно перечитать страницы «Ката, ключе к знаниям» и «Ката, бесконечные сокровища» которые я написал  давным-давно в моих книгах «Ката Шотокан Карате», «Вадо-Шито-Годзю-ката» и «Карате традиции» (издания Amphora), а также, отчасти, в моём бывшем журнале «Ронин» № 41 (1990). Смотрите также мою «Энциклопедию боевых искусств Дальнего Востока» (издания Amphora).
5) Об этой «другой стороне» я впервые упомянул в «Ронине» в апреле 1992 года (все мои редакционные статьи, опубликованные в этом журнале, вышедшие в период с 1980 по 1992 год, вошли в мою книгу «Ecrits sur les Budo», «Амфора», 1993)… С тех пор я узнал, например, что в древней кельтской традиции есть «пение во время путешествия», которой могли научить только друиды, как намёк на код, позволяющий осветить путь к сердцу вещей… Это не только в боевых искусствах…
6) Смотрите статью «Сатори… или пробуждение к знанию», опубликованную в «Самурае» № 4.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *