20-ый, ЮБИЛЕЙНЫЙ зимний семинар Тенгу-Но-Миши 11-12 января 2024 года в Оренбурге
11-12 января 2024 года в Оренбурге в Хомбу-Доджо национального центра развития Будо «Ронин Ренмей» состоялся очередной 20-ый, ЮБИЛЕЙНЫЙ зимний учебный семинар Тенгу-Но-Миши под руководством Президента центра Александра Терентьева (4 Дан Чёрный пояс карате-до ®©, РЕНШИ).
В семинаре принимали участие Каратеки из Доджо Оренбурга, Москвы, Екатеринбурга. Этот семинар был посвящён изучению техники Шотокан, Тенгу-рю, Кобудо. Изучению техники работы с Саями была посвящена немалая часть семинара. Были изучены основы базовой техники, а также Ката Саи-Реншу-но-Ката-Шодан. Дмитрий Мишин, Сенсей из Москвы, 2 Дан Тенгу-рю Карате-до, 1 Дан Кобудо, подробно рассказал об истории Кобудо Окинавы, о мастерах, которые внесли большой вклад в развитие Кобудо, а также продемонстрировал методы защиты с помощью Саи от нападения с Катаной (при демонстрации, конечно, использовался Бокен). Более подробно об Окинавских мастерах Кобудо можно прочитать Здесь: и Здесь:
Также мы изучали ката Шотокан Ниджушихо, которое интересно своим особенным ритмом благодаря последовательности быстрых и медленных движений. Это Ката практикуется в нескольких стилях (Нисейчи в Вадо-рю). Происхождение и создатель неизвестны. Возможно, что, подобно Унсу, Сочин или Ананко, с которыми есть сходство в некоторых пунктах, это Ката было частью группы, изучаемой в школе Ниигаки (или Арагаки). Чередование быстрых и медленных перемещений создаёт особый ритм.
Несмотря на, казалось бы, классические приёмы, его бункай, эмбусен и дыхание, присущие этому Ката придают ему оригинальный вид. Например, 2,3 и 4 движения должны следовать друг за другом гармонично, без разрыва. Связь этих трёх техник является имитацией волны и прибоя. Здесь очевиден намёк на естественные явления обновления энергии. Каждое Ката содержит подлинные сокровища, настоящие ключи к пониманию, выходящие далеко за рамки простого спортивного выполнения техник. Название Нисейши сохранилось в стилях Вадо-рю и Шито-рю. Кроме того, Масатоши Накаяма, сопровождавший Гичина Фунакоши в гостях у Мабуни Кенва в его Доджо Шито-рю, воспользовался этим, чтобы изучить его и тем самым познакомиться с техникой Шотокана.
Кроме того, как дань уважения Традиции, мы изучали Тен-но-ката. Это ката Шотокан, которое не практикуется почти никогда в современных Доджо.
Это замечательное Ката для тренировки чистоты, как в умственном, так и в техническом плане. Это правда, что с чисто технической точки зрения и, по признанию даже тех, кто остался от прежних поколений каратистов, его атакующие и защитные движения могут показаться устаревшими из-за развития, которое последовало с тех пор. По этой причине, без сомнения, о нём скоро забудут… Но проблема не в этом. В своих «мемуарах» мастер Фунакоши говорит, что создал его в 1940-х годах, чтобы оно могло служить шагом к кумите (однако он ничего не говорит о роли, вероятно, основополагающей, сыгранной в этом творении его сыном Ёшитакой, настоящим «гением» карате, и которому, кстати, мы обязаны реальным обогащением на уровне техники).
Это ката Шотокан должно быть изучено как начинающими, так и экспертами высокого уровня. Очевидно, что в зависимости от уровня, его ощущения, эффективность, направления поиска не будут одинаковыми. Но было бы хорошо, если бы для всех Тен-но-ката стало своего рода «незаменимым» ката с ощущением, что его никогда не возможно познать до конца. В других стилях также были разработаны разновидности ката с партнером (например, 10 кихон-кумите в Вадо-рю), но ни одно из них не принесло столько богатства за счёт такой простоты. Именно это придает этому Ката уникальную тренировочную ценность и сохраняет за ним фундаментальное место даже в так называемом современном карате. Тен-но-ката отсылает через чистоту и дух техники к самой сути «пути рукопашного боя» (каратедо), каким бы оно ни был нынешний стиль.
Как сказал Сенсей Хаберзетцер, это Ката интересно с точки зрения чистоты и мощи техники Шотокан, но это не путь Тенгу-рю. Поэтому, отдавая дань уважения Традиции, мы не забываем о том, что Путь Тенгу это путь на всю жизнь, отмеченный вечными ценностями, которые всегда уважались развитыми обществами, можно заново открыть для себя независимо от стиля дисциплины, практикуемой в Доджо. Потому что главное не в технике (Дзюцу), а в отношении (Шисей) и поведении (Сейки). И потому что Путь (До) вечен и жив, и он не принадлежит никому, ни школе, ни системе, ни мастеру… «Тенгу-рю Каратедо» — это не новый технический метод, новый стиль среди многих других, которые продолжают появляться повсюду, созданные «из ничего», а инструкция по использованию древних боевых движений для использования как в доджо, так и за его пределами (в первом случае, это Рю Будо, во втором это «система Тенгу»). Разница в его содержании сегодня становится все более и более огромной по мере того, как простое боевое движение теряет смысл (в нём видны последние остатки устаревшей мечты), разница между слабым шёпотом, основанным на «скопировано-вставлено» и современным реальным боевым поведением, полезным, насыщенным настоящей образовательной информацией.
«Тенгу-но-миши» имеет статус подлинного Бугей-рюха в том самом определении, которое даёт Традиция, на которую мы так охотно претендуем, но не понимая её глубокого смысла, а именно: традиционная школа боевых искусств, цель которой состоит в том, чтобы сконцентрироваться на всём, что касается реального боя, в «реальном» мире, только в контакте с которым можно сформировать характеры мужчин и женщин, ответственных за свои действия, а значит, и за своё будущее.
Все участники остались довольны насыщенной программой семинара и уехали с огромным багажом информации, над которой теперь предстоит много работать.
Следующий семинар через полгода, в июне. Надеемся на новые встречи!
Наталья Щукина, 4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©