Кихон

Кихон

КАТА ШОТОКАН                 КУМИТЕ                 КОШИКИ КАТА               КАТА ТЕНГУ-РЮ

Многие знакомы с системой тренировок в карате, кто-то из собственного опыта, кто-то из фильмов… В любом случае, все мы видим в нашем воображении картину: группа каратек, которые синхронно выполняют удары, блоки, передвижения по команде Сенсея. Чёткий строй, громкий дружный Киай… Но не многие знают, что эта система пришла в Японию… Нет, не из Окинавы. Из Франции!
Вот небольшой экскурс в историю. Каждый уважающий себя, и уважающий Путь Пустой Руки каратека, должен знать это. Это часть традиции, это наследие… Иначе карате превращается в простое времяпровождение в Доджо, просто для здоровья, ну и для уверенности в своих силах. В лучшем случае, это Карате-дзюцу, просто техника. КАРАТЕ-ДО – это Путь, это история, традиция, дух.

Итак, всё началось во Франции. Луи д’Арги открыл в Жуанвиле гимнастическую военную школу. Она распахнула свои двери 15 июля 1852 года в опорном пункте Фейзандери, — военном укреплении в Сен-Мор, что на восточной окраине Венсенского леса и плато Гравелль. Эта земля тогда являлась частью территории коммуны Жуанвиль-ле-Пон в департаменте Сена (сегодня в Валь-де-Марн). Предыдущая военно-гражданская гимназия Франческо Амороса, открытая в Гренелле в 1819 году, прекратила своё существование в 1838-м, но стала зерном, из которого прорастёт нечто большее…
Основной целью школы служила подготовка военных инструкторов по гимнастике (в наши дни их бы называли спортивными инструкторами или инструкторами физической подготовки). Несмотря на своё прямое отношение к вооружённым силам Франции, Жуанвильская гимназия была включена в работу за пределами французской армии, воспользовавшись возможностью обучать и гражданских лиц.
В 1872 году школа стала именоваться «Гимнастическо-фехтовальной», подготавливая полковых инструкторов гимнастики.

Именно этих инструкторов отправили в Японию после 1870 года для обучения новых кадров современной армии там, где Ябу Кенцу (ученик Итосу Ясуцуне, так же, как и Гичин Фунакоши), увидел методы «линейной работы» в кулачном боксе, или французском боксе – Сават (Кихон, который он примет на вооружение в японской армии и доджо…!). Ябу представил эти методы, когда вернулся из армии.

Ябу Кенцу 1866-1937. Окинавский эксперт карате Сюри-те. Его первым учителем был Мацумура Сокон, затем он стал учеником Итосу Ясуцуне, с которым и оставался. Во время китайско-японской войны 1895 года Ябу был одним из трех жителей Окинавы среди многих добровольцев, получивших право быть зачисленными в императорскую армию Японии. Его действия и поведение в этом конфликте привело к тому, что ему было присвоено звание сержанта, что принесло ему по возвращении на Окинаву всеобщее уважение и восхищение. Он также участвовал в русско-японском конфликте. В 1919 году Ябу Кенцу, ныне армейский лейтенант в отставке, посетил Калифорнию с учебным визитом по физическому воспитанию. Он оставался в Соединенных Штатах в течение восьми лет и работал на фермах и в садах в Калифорнии, инспектируя различные школы и учреждения. Мы находим его в 1927 году на Гавайских островах (США), где он пробыл девять месяцев, проводил там демонстрации и преподавал в течение нескольких месяцев. Он был известен как грозный боец. Говорят, что только он смог победить Мотобу Чоки, другого окинавского бойца, очень известного в то время. Ябу, как и Ханасиро Чомо, который был с ним инструктором в Итосу Доджо, поддерживал боевое карате, даже если он преподавал широкой публике смягченную версию. Вот почему он всегда преподавал старую версию Ката Найханчи (Текки) и никогда не преподавал новые версии этого Ката или Пинан, созданные Итосу. Он также овладел Годжушихо, своим Токуи-ката. Современное карате многим обязано Ябу, который был военным инструктором. Многие тренировочные процессы благодаря ему вошли в обычаи современного карате, во всех стилях, если на то пошло: построение в ряд во время работы в кихон (здесь уместно указать на роль, которую сыграла в этом формировании новая императорская армия Японии после того, как она была сформирована). 1868 г. французские инструкторы батальона Жуанвиля, которые, помимо прочего, были экспертами по французскому боксу, включили в свои принципы обучения разнонаправленные «линейные упражнения», а также многие техники ударов ногами, в частности, круговые хлёсткие удары), принцип выполнения техник под счёт (Горей), Киай, коллективно выполняемый в определенных местах техник, принцип линейных перемещений и поворотов в конце линии и т.д. Все концепции, которые расходились с более гибкими системами тренировок, которые в то время использовались в тренировках стилей китайского бокса (Цюань-Фа).

Таким образом Кихон пришёл в Японию.

Кихон: «Базовая  (Хон) энергия (Ки)»: обозначение форм обучения основным приемам боевого искусства (Будо) с оптимальным использованием внутренней энергии (Ки). В общем смысле: повторение основных приемов, базовая тренировка, как правило, в пустоте, без партнера. Набор основных (Кихон) техник (Ваза), классифицированных в каждом стиле, выполняемых в повторяющихся сериях во время движения по одной линии, без партнёра, ритм которых диктуется Сенсеем. Это может быть повторение одной отдельно взятой техники, атака, защита, уклонение и т. д.. (Кизо-ваза), или повторение последовательности нескольких приемов (Рендзоку-ваза). Практика Кихон ваза включает в себя пребывание в финальном положении техники после Киме до начала следующей техники. Таким образом, во время техники атаки кулаком рука остается прямой после имитации удара, в отличие от формы практики Дзю-ваза, в которой кулак немедленно возвращается назад (Хиките).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ КАРАТЕ-ДО, ЧАСТЬ ИЗ КОТОРЫХ ПРАКТИКУЕТСЯ В КИХОНЕ:

•Проникающие удары руками (цуки-ваза)
•Техники ударов ногами (кери-ваза)
•Техники защиты (уке-ваза)
•Останавливающие удары
•Сметающие блоки
•Техники рук: непрямые удары (учи-ваза)
•Сметающие блоки ногами
•Хлёсткие блоки запястьем
•Блоки крюком (каке-ваза)
•Блоки крюком рукой
•Блоки крюком ногой
•Уклонения (каваши-ваза)
•Техники контроля
•Броски (наге-ваза)
•Воздействие на суставы (кансецу-ваза)

Использован текст из книги Роланда Хаберзетцера
«Энциклопедия боевых искусств»
Перевод текста с французского: Наталья Щукина,
4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©