Ката Тенгу-рю

Ката Тенгу-рю

КИХОН                         КУМИТЕ                       КАТА ШОТОКАН                     КОШИКИ КАТА

  

Ката … но со смыслом!

    Ката — это гораздо больше, чем последовательность движений, которые нужно выполнять в соответствии с состоянием духа. Гораздо больше, чем просто повышение технического уровня. Гораздо больше, чем часть теста, рассчитанного на подтверждение степени мастерства.
    Ката — это инструмент. Просто инструмент. И, как любой инструмент, он сам по себе ничто. Но он служит для достижения цели. Если мы умеем им пользоваться. Тогда он становится ценным инструментом.
    Ката выражает желание подчеркнуть главное (и ничего, кроме главного, чтобы не допустить каких-либо личных заблуждений), оставаться чётким на языке, которым оно должно выражаться, исключать любые неточности, представлять ценность, которая должна остаться, даже если всё остальное исчезнет в тумане времени, то есть содержимое, которое его создатель или создатели хотели передать, и которое всегда должно быть важнее его вместилища (формы)… Итак, еще одна иллюстрация к знаменитой истории Дзен «Палец и Луна»
    Ката — это конечный продукт настоящей вдумчивой работы, композиция, содержащая понимание одновременно тела, ума и сердца, которое Ката побуждает находить каждый раз, когда вы в него погружаетесь. Ничего похожего на потребительский товар, игривую демонстрацию или даже, для некоторых сегодня, цирковой номер… Ката — это строгость, вектор подлинности, в нем нет ничего, что могло бы сделать его инструментом для демонстрации эго. Иначе это искажение и обман. И Ката становится разрушительным элементом, противоположным смыслу его существования…
    Ката было сформировано в соответствии с определенными правилами и намерениями. Это противоположность импровизации или эфемерной совокупности движений, которая может на время создать более или менее иллюзию Ката не просто создаётся в любое время и в любом месте. Ката не плодятся без нужды, просто ради удовольствия от технических характеристик, веяния моды или сиюминутной фантазии. Ката — это нечто продуманное, законченное, окончательное, разработанное, чтобы выдерживать время и анализ настоящего и будущего. Ката требует времени на его создание, которое является проявлением зрелости, обретённой его создателем, заслуженной и обоснованной.
    Ката — это походка. Изучение человеческого поведения. Ката — это «бесконечное сокровище» Традиции. Редкое, драгоценное, хрупкое. И пока существует этот древний подход в его первоначальной чистоте, сообщение, которое он хочет донести, остаётся. Ката — это ответственность как старых мастеров, так и тех, кто следует за ними, духовно и технически. Между прошлым и будущим есть тонкая нить, которая не должна порваться под влиянием тщеславия или безответственной глупости немногих. Глубокий след, который нельзя стереть поверхностной и беспорядочной жестикуляцией некоторых людей.
    Всё это – Ката… И, возможно, даже больше.

    Я создал Кумите-но-ката в 1974 году (составленное в 10 сериях). У него по-прежнему есть тот смысл, который я хотел ему придать в то время. Фактически, их истинная задача: позволить двум каратистам практиковаться вместе, в гармонии, независимо от их стиля или языка. Доказать, что карате может быть экуменическим (единым), выходящим далеко за рамки соперничества мастеров и их школ, которое является всего лишь враждой интересов и власти, делая заложниками этой вражды самых искренних практикующих. Этот подход был новаторским в то время, и в конечном итоге он все еще остаётся таковым, как в духе (взаимная прогрессия между партнерами, а не сакрализация эго), так и в форме (синтез методов и принципов борьбы). С тех пор я ничего в нём не изменил. Просто уточнил некоторые движения, смягчил другие (варианты 2007 года) , приняв во внимание некоторые новые физические ограничения для наших Семпаев, неизбежно обусловленные течением времени. Это Ката было испытано во многих странах, между несколькими поколениями, говорящим на разных языках и с трудом понимающих друг друга, за исключением общих и точных движений, позволяющих им вести настоящий диалог тела и духа, как только начиналось Ката, после приветствия, выражающего взаимное уважение.
    Прошло ещё 30 лет, прежде чем были созданы ещё два ката Тенгу-рю Каратедо, как созревание «моего» карате после 40-летней практики, основанной на классических стилях: это Кара-хо Тенгу-но-ката в 2003 году (это единственное Кисо-но-ката школы «Тенгу-но-миши»), затем Тенгу Гошин-но-ката в 2006 году. Это значит, что я осторожно продвигался вперед. Абсолютно уважая это понятие смысла Ката, которое все еще выходит за рамки понятия простого Бункай (практическое применение, простая польза). Тенгу Гошин-но-ката это «Шин-кумите-ката» («новое» Кумите-ката) нашей школы, в то время как десять Кумите-ката (или кумите-но-ката) являются «Корю-кумите-ката» («старое» Кумите-ката). Все три Ката включают в себя ментальные и технические основы Тенгу-Рю, включая реалистичное мышление, вводящее понятие стресса в ситуации борьбы за выживание и ответственность за принятые решения действовать. Они составляют основу, объединяющую важные принципы и ценности (Рюги: корни, принципы Рю) моего «Пути Тенгу» (Тенгу-но-миши). Поэтому нет необходимости создавать другие Ката.
    Несомненно, такие действия и стремления трудно объяснить сейчас, когда я пишу эти строки. Эпоха Ката закончилась. По крайней мере, тех Ката, которые имеют смысл. Нашему обществу больше не нужны жёсткие ориентиры ни здесь, ни где-либо еще. И все же… Если бы в прежние времена не удавалось сохранить богатство стольких библиотек (даже частично глупо разграбленных с тех пор), иногда сохранившихся благодаря стольким устным преданиям, что было бы сегодня с таким количеством знаний, пришедших из ночи времен? Ката, как старые (Кошики, Корю), так и новые (Шин), основанные на современных подходах и построенные по тем же правилам, убеждениям и педагогической воле прошлых лет, вписываются в эту преемственность знаний, которые позволяют человеку развиваться, чтобы стать тем, кем он должен быть. Это касается как боевых искусств, так и всех знаний человеческого разума.
    Но чтобы интегрировать настоящие знания, нужно больше времени, чем выбросить их. Больше времени на то, чтобы вырастить дерево, чем на то, чтобы его срубить. Научить «быть Человеком», чем позволить ему стать «прахом на ветру» Истории. Создавать, чем разрушать. Разрушать всегда было менее утомительно, чем думать о том, как добиться лучшего.
    Помня об этом, наслаждайтесь чтением и изучением трех ката нашего Тенгу-рю Каратедо! Они тоже держат путь открытым… Они тоже являются частью течения времени… Они тоже являются вехами для любого паломника, идущего по вечному и живому боевому пути, всегда наполненному этим несравненным «удовольствием игры на пути» (До-раку). Они являются одними из тех ориентиров, в которых наше общество нуждается больше, чем когда-либо. Даже если, ставя легкость в центр своих забот, оно все равно предпочитает насмехаться над этим.
    Так что взгляните на них так. Придайте им это значение. Не теряйтесь в ярком, легком и иллюзорном. Три ката «Пути Тенгу» (Тенгу-но-миши) заслуживают вашего внимания, тщательности и уважения. Это истинные концентраты …

Роланд Хаберзетцер
Ханши, 9-ый Дан Карате-до Гембукан (Япония)
Соке Тенгу-но-миши
(Сен-Набор, осень 2013г.)

 

Ради живой традиции…

    Я очень быстро, и уже давно, понял, что в жизни существует множество способов найти лучшее, что может существовать в человеке. Встать на дорогу, которую мы, практикующие боевые искусства, называем «До» или «Мичи», «Путь», которая, постоянно стремясь превзойти наше «примитивное» существо, должна привести нас к состоянию «истинного» бытия. Как и вы, однажды я решил довериться традиционному Ввосточному пути боевых искусств, чтобы удовлетворить то, что можно определить как «потребность в совершенствовании». Потому что он показался мне лучшим ответом как на мой характер, так и на все те вопросы, которые я задавал себе, когда чувствовал, как во мне растет жизненная энергия. Он уже дал мне много ответов и, я уже знаю, даст мне еще несколько ответов. Этот Путь никогда не заканчивается. Измеряется только время пути. То, что от нас не зависит. Но другие продолжат его после нас, с такой же искренностью и смирением.
    Пораженный неизбежным спортивным развитием боевых искусств, особенно Карате (мы очень быстро потеряли определение «Каратедо»), и безудержной практикой соревнований, которая сама по себе казалась мне отрицанием духа традиционного обучения (которое направлено на формирование человека, а не на его уничтожение, это бессмысленно, поскольку необходимость выживания на самом деле не поставлена на карту), разочарованный неспособностью многих лидеров (включая японцев) исправить изменения со всем весом, который мог бы дать им их авторитет, возмущенный фальсификациями и обманчивыми речами всех тех, кто видел в Пути только оправдание, чтобы удовлетворить свое эго, я хотел сказать во многих своих работах, что дух Традиции не страдает от того, что его легко приспособить. Традиция — это образовательная ткань, созданная из культурного наследия, накопленного из поколения в поколение. Она с Востока и Запада, с Севера и Юга. Её ценность заключается в том, что достаточно знать, как дышать ей, чтобы почувствовать себя в гармонии с той универсальной вибрацией, которая была у всех людей всех времен, ищущих что-то важное. С представлениями и средствами их соответствующих эпох. Давайте сделаем то же самое. Давайте дышать, вибрировать, открывать по очереди, а затем передавать, чтобы по-своему обогатить это наследие, в которое придут другие, чтобы пойти еще дальше. Традиция — это живое тело: она атрофируется и однажды исчезает, если питаться ей только ради удовольствия поверхностного «я». Тогда она становится неинтересной для судьбы общества. Она становится фольклорной и больше не имеет ничего общего с духом «Пути».
    Мне кажется, что наш век, который определенно видел так много войн и который все еще не защищён от других конфликтов, но который гордится тем, что поднял человечество до не имеющего себе равных культурного и социального уровня, в частности, благодаря технологии, которая не перестать сокращать пространство и время, этот век может, в свою очередь, разными способами обогатить то, что в значительной степени питало его, чтобы он стал тем, чем он является. Каким ему пришлось стать. Что каждый из нас должен это сделать, со своими средствами и на своем уровне. Потому что именно так мы развиваемся, и в этом смысл жизни. Это то, что я попытался сделать в свою очередь, как только я понял, что помимо техник и с помощью техник, дух традиционного боевого искусства, состоящий из насилия и мира, должен был выживать в меняющемся мире столько раз. Я могу ошибаться. По крайней мере, я пытаюсь обосновать свое глубокое убеждение. Так сильно. Так долго.
    Именно в этом духе я составил в 1974 году (в то же время, когда я разорвал отношения с группами и федерациями, которые считали Каратедо только видом спорта) Ката, классическое по своим приемам, но несколько современное по своему духу, отличное от традиционного Кайшо-Ката. Точнее, это 10 серий движений, которые в итоге были названы «10 Кумите-ката», которые я с тех пор демонстрировал и преподавал во многих странах, вплоть до Японии, но которые на самом деле представляют собой уникальное Ката. «Ката», потому что это «материнская форма», передающая техники трех основных стилей (Шотокан, Вадо-рю, Годзю-рю), «Кумите», потому что это битва, в которой Тори и Уке фактически вступают в контакт и где отношение и поведение на самом деле проистекают из эффекта физического контакта и понятия расстояния. Я не желал систематизировать для удовольствия, или создавать зрелищность. Смысл 10 Кумите-Ката в другом: я желал отметить мое уважение к былым мастерам, преданно заимствуя их методы, а также привить дух терпимости и взаимного уважения, чтобы последователи различных стилей вместе тренировались, без предрассудков, на одном пути. Наконец, и, может быть, прежде всего, я подумал, что не следует придавать чрезмерное значение тренировке «своего эго» через отстранённость, которой слишком часто является Ката, которое выполняется только по отношению к суду или публике, которая осуждает или аплодирует выполнению Ката. Совсем не требуется добавлять это в естественное тщеславие человека…
    Серии моего Кумите-Ката — постоянное стимулирование прогресса «вместе» с партнером, а не противником, во взаимодействии, где, конечно, один «выигрывает» а другой «проигрывает», но только в глазах других (что не имеет значения)…. Тори и Уке знают, что ничто не возможно без взаимного уважения и что их Ката не будет правильным, если каждый из них не войдёт в ритм другого и если их ощущения не соединятся. Ката — слишком часто возможность сверкать и представляться публике. Кумите-Ката — призыв к порядку: напоминание о том, что «быть» гораздо важнее, чем «казаться». И это не возможно без взаимодействия с партнёром. Кумите-ката — это способ идти навстречу другому, учиться с ним миру через кажущееся насилие. Это — язык и место встречи. Школа жизни и сосуществования. Это обобщает учение, которое я пытаюсь передавать в рамках моего Доджо «Центра Исследования Будо». Это моя скромная попытка, в свою очередь, воспитать Традицию. До-джо, это «место, где дышит дух Пути» который должен нас объединить, чтобы идти своей дорогой вместе, по-настоящему.
    Я убежден, что мы должны всеми средствами и безостановочно напоминать людям, что они должны выиграть свое будущее. В этом далеко не победить заранее. Я слишком боюсь за будущие поколения, боюсь, что благодаря тому, что их поощряли всегда побеждать в одиночку, друг против друга ради величайшей мимолетной славы своего эго, завтрашние мужчины и женщины слишком поздно поймут, что таким образом они сами запрограммировали себя на коллективное поражение.
Идея любого истинного боевого искусства ясна и неизменна на протяжении веков: победа – это, прежде всего, преодоление самого себя… Поймите этот ключ мудрости, сегодня и завтра, постоянно изучая эти десять Кумите-ката «Центра Исследования Будо».
Удачи и счастливого пути.

Кумите-но-ката или Корю-кумите-ката (Кумите-ката)

Эти десять серий с партнёром представляют собой поиск гармонии посредством диалога классических техник Каратедо.
    Это Ката Каратедо, состоящее из 10 серий, было создано Сенсеем Роландом Хаберзетцером в 1974 году как часть «Рейнского Центра Будо» (который впоследствии стал «Центром исследования Будо»), в классическом подходе к дисциплине и на технических основах Шотокан, Вадо-рю и, в меньшей степени, Годзю-рю.
Цель состоит в том, чтобы одновременно:
— иметь инструмент для развития, который может быть общим для практикующих разных стилей (и языков).
— представить новую концепцию Ката, выполняемого с помощью партнера, который одновременно является Тори и Уке во время одного и того же обмена, и в равной степени ответственен за гармоничное развитие целого (которое всегда остается больше «Ката», чем «Кумите»).
    Вариант, включающий несколько серий этого Ката, был представлен в 2007 году, чтобы позволить выполнять его в духе и форме практикующим, испытывающим трудности с определенными техниками ног в форме Шотокан (проблема, которая не всегда характерна для практикующих старшего возраста).
Как в одной, так и в другой из двух форм исполнения, эти Кумите-ката (Кумите-но-ката), уже «древние» (Корю), продолжают преподаваться и практиковаться во всех доджо «Центра Исследования Будо — Института Тенгу», и овладение ими является частью оценочных тестов на экзаменах, проводимых школой соке Роланда Хаберзетцера (Рю), начиная с Шоши-Хо (1-й дан Тенгу). Эти 10 серий «Кумите-ката», созданные Соке Хаберзетцером еще в 1974 году для каратистов, следующих его линии обучения, технически основаны на обменах между партнерами из разных классических школ Шотокан-Вадорю-Годзюрю и ментально на реальном взаимном прогрессе и несакрализации эго, в отличие от классических Ката (сольных последовательностей), где такой сдвиг проявляется слишком часто.
    С другой стороны, идея «не сражаться, но и не страдать» уже присутствует в этих обменах, реальных технически и ментально, между Уке и Тори!
    Эти технические серии в совокупности с «Кара-Хо Тенгу-но-ката» (которое является единственным Кисо-но-ката в школе «Тенгу-но-Миши») и с десятью сериями «Тенгу Гошин-но-ката», создают основу, объединяющую основные принципы и ценности (Рюги) «Пути Тенгу» (Тенгу-но-Миши).

Кара-хо Тенгу-но-ката

Это сольное ката — само выражение концепции «Тенгу»
«Ката поведения», или дух техники…
    Это Ката, созданное в 2003 году, является самим выражением концепции Тенгу, в концентрации мастерства тела и психического сопровождения. Оно основано последовательно на трех реалистичных расстояниях, «на 4 сторонах», и основано на типах прямых и стандартизированных ответов, а также на реалистичном мышлении, вводящем понятие стресса и ответственности за принимаемые решения. Оно включает в себя все психические и технические основы Рю. Оно учит применению одной или нескольких контрмер (ответных, психических и физических), необходимых и достаточных, а следовательно, контролируемых, применяемых в ответ на попытку противника посягнуть на «жизненно важную сферу». Тенгу-но-ката состоит из трех последовательностей (Чика-ма, Ма, То-ма), представляющих различные чрезвычайные ситуации в действии, возникающие на разных дистанциях нападения (три периметра безопасности). Однако каждая из этих последовательностей начинается со стремления к исключительно защитным действиям, после шага назад: напоминание об изречении Гичина Фунакоши: «В карате первым не атакуют», а также готовности соблюдать рамки закона, регулирующего самооборону, её условия, а также соразмерность разрешенного законом ответного действия.
    Цели и принципы синтеза
    Эта, казалось бы, простая техническая последовательность, в отличие от показной жестикуляции, включает в себя все элементы, описанные и изученные шаг за шагом до сих пор. Это укоренение и передача духа «пути Тенгу». Речь идёт о последовательности движений, излагающих «правильное отношение» (Шисей), которое пропагандируется в Рю, чтобы продемонстрировать в любой конфликтной ситуации контролируемое и полностью ответственное поведение. Это Ката объясняет синтез стадий обучения «Защите Тенгу» (Тенгу-но-камае, Тенгу-чикама-но-уке), применения одной или нескольких контрмер (ответных мер, психических и физических) необходимых и достаточных, следовательно, управляемых, в ответ на попытку посягнуть на «жизненно важную область».
   Это не очередное боевое Ката, состоящее из выстроенных в определённом порядке приёмов, Ката, которые можно было бы умножать до бесконечности, а «Ката поведения», то есть последовательность движений, которая в первую очередь свидетельствует о внутреннем ощущении при соприкосновении с внешней агрессией. Так же, как позиция Тенгу-но-камае, которая является основной составляющей, это Ката является всего лишь вводной техникой, формой, на которую можно наложить, в конечном итоге, любое сочетание боевых приемов (Карате, Кан-фа, Цзю-дзюцу, Кобудо и т. д.), которые уже известны (независимо от стилей или школ). В своей кажущейся простоте, но в сложности на уровне полного вложения тела и разума в действие, это Ката — само выражение «поведения Тенгу», отличительной черты Рю.
    Тенгу-но-ката не имеет своего аналога ни в одной традиционной школе Будо, и поэтому его следует рассматривать как продукт современного мышления, связанного с классическим подходом, существующим на протяжении веков на Дальнем Востоке, который заключается в том, чтобы оставить «сердце и оригинальность» стиля в виде последовательности (Ката, Дао), таким образом, легче сохранить для передачи ученикам. Нет боевого искусства, если нет Ката. Ката выражает желание, а также является средством передачи того, что основатель Рю считал важным в своем творении. В результате Тенгу-но-ката действительно является связующим звеном между древним и современным, как в самом процессе, так и в содержании, доказательством того, что Традиция может оставаться живой, интегрируя элементы, взятые из современного опыта. Это Ката делает из «Пути Тенгу» подлинный путь «Бугей-рюха».
    Одна и та же схема (общие движения) применяется к различным формам выполнения Ката: голыми руками (1-ый уровень мастерства: Кара-хо) и вооруженной рукой (2-й и 3-й уровни мастерства: Буки-хо для Кобудо и Ходзюцу). Именно в форме «вооружённой» практики (Букихо Тенгу-но-ката), Кара-хо Тенгу-но-ката наиболее четко показывает связь между Востоком (традицией) и Западом (современностью) и оно может быть подходящим, как стандартная тренировка (основанная на мышечной памяти), для любого человека, который по своей профессии имеет право обращаться с пистолетом (разумеется, вне рамок Додзе). В Додзе изучаются Кара-хо Тенгу-но-ката, на всех технических уровнях развития, затем Буки-хо Тенгу-но-ката, но только с оружием Кобудо.
    Первые две части Ката (Чика-ма и Ма) основаны на принятии «боевой позиции» (Тенгу-но-камае), в четырех основных направлениях (Шихо-рен), третья часть (То-ма) — косвенный отказ от вовлечённости в конфликт. Все три включают принцип «периферического зрения» до, во время или после принятия решения или отсутствия решения о контакте с опасностью, признанной и оцененной по принципу A. D. E. M. (реакция, оценка, принятие решения, действие). Формы Киай, проявления инициативы (Сен-но-Сен, Го-но-Сен, Сен), амплитуда движений и их ритм, сопровождающие их дыхательные фазы — все они подчеркивают фундаментальные различия в испытываемом внутреннем ощущении (эмоциях) и выраженном в зависимости от сложности угрозы, задаваемой в разных условиях каждой из трех частей Ката.

Тенгу Гошин-но-ката или Шин-кумите-ката

Эти десять серий с партнёром – стилизованная интеграция индивидуальных принципов и методов в духе Генгу-рю Каратедо.
    Это «новое» (Шин) Кумите-ката, созданное в 2006 году, является Ката «личной защиты» (Гошин) Рю. Оно включает в себя важные принципы школы, продемонстрированные с помощью партнера, так же, как «Кара-хо/Буки-хо Тенгу-но-ката», выполненные сольно. Таким образом, мы находим понятия A. D. E. M. (реакция, оценка, принятие решения, действие), периферийное и туннельное видения, цветовую кодировку, реагирование на чрезвычайные ситуации, «сканирование-поиск» и т.д. Но эти серии также включают другие, более технические принципы действий, такие как углы атаки и защиты, перемещения, своевременность и быстрота действия, управление кризисом, необходимый и достаточный контроль, управление агрессором, удерживаемым в качестве «щита» от новых угроз, контроль дыхания и т. д., которые лучше осваиваются с помощью партнера-противника (последний больше не рассматривается как атакующий Каратека по схемам, изученным в Доджо, но как нападающий, с которым можно столкнуться в реальном мире, не обязательно специалист по бою, но умный и хитрый хищник). Поэтому изучение и практика этих серий не обязательны в Кейкоги, но возможны в обычной, повседневной одежде. Однако, поскольку дух остается как в Ката, всё должно происходить плавно и гармонично, в согласии между двумя партнерами. Эти последовательности движений, специально подобранные, чтобы ум мог проникнуть в суть Тенгу, технически основаны на приобретении мышечной памяти.
   

    Кумите-но-ката, Кара-Хо Тенгу-но-ката и Тенгу-Гошин-но-ката в духе «пути Тенгу» являются проводниками отношения к исходу боя (Шисэй) и поведения (Сейки), которые должны быть способны служить себе и другим. Они являются частью традиционного подхода, предлагаемого любым Ката, а именно личного поиска и внутренней реализации в самом конце правильного повторения передаваемых форм, содержащих учение его создателя.
    Обретение и принятие «духа техники», то есть того, что заслуживает того, чтобы остаться, когда все может однажды быть забыто -это знак окончательного путешествия по Пути Тенгу («Тенгу-но-Миши»)…

 

Использованы текст и иллюстрации из книги «Три фундаментальных ката Тенгу-рю Каратедо» Соке Роланда Хаберзетцера

Перевод Натальи Щукиной, 3-ий дан Тенгу-рю  Карате-до, с разрешения Автора.