Институт Тенгу

Институт Тенгу

НАПРАВЛЕНИЯ           ЛОГОТИП CRB-IT              ИСТОРИЯ ЦЕНТРА              ДОДЖО CRB-IT В РОССИИ
autocollant

 http://www.tengu.fr/

С 1995 года в деятельности Centre de Recherche Budo появилось новое направление — «Институт Тенгу». Его создателем и руководителем является Роланд Хаберзетцер, и он же с недавних пор начинает «являть» обществу это новое направление с помощью своих публикаций в журнале «Ронин», учебных семинаров и книг. Одной из первых работ стала книга под названием «Тонфа», а в конце 2007 года свет увидела фундаментальная работа, обобщившая весь предыдущий опыт исследований в рамках Тенгу-Института, под названием «Тенгу: мой воинский Путь». В непрерывной исследовательской работе в области боевых искусств, которые и по сей день являются главной страстью г-на Хаберзетцера, участвуют как эксперты СРБ, так и некоторые преданные семпаи, которые в курсе деятельности Центра, главой задачей которого по идее Президента СРБ является задача снова придать карате подлинный боевой смысл, найти в нем те ощущения (и смысл japon08существования) которые спортивное карате уже почти убило. В течение нескольких последних лет все семинары в рамках СРБ были посвящены усилиям именно в направлении развития «Института Тенгу». Основным принципом работы «Тенгу-Института» является, если говорить одной фразой: УВАЖЕНИЕ ОСНОВ И ПРИНЦИПОВ НАСТОЯЩЕГО БОЕВОГО ИСКУССТВА, ПЕРЕСМОТРЕННОГО И ПОДПРАВЛЕННОГО ИСХОДЯ ИЗ РЕАЛИЙ СОВРЕМЕННОГО ВРЕМЕНИ, ТО ЕСТЬ ЭВОЛЮЦИОННО. Говоря простым языком, цель создания и работы «Тенгу-Института» – это адаптация старинных боевых техник и приемов под современные условия жизни, под современное оружие, под современные принципы безопасности и т.д…. В общем, «Институт-Тенгу» – это целая лаборатория, где проводятся исследования и эксперименты в области боевых искусств, ни чем не увлекаясь излишне, и, в тоже время, ни от чего не отворачиваясь, и это знание распространяется по миру через Доджо СРБ. В техническом плане главным «принципом Тенгу» является умение ОТВЕЧАТЬ на угрозу (подобно человеку), а не РЕАГИРОВАТЬ (как зверь). Надеюсь, что Вы уловили нюанс! Для победы в реальном поединке человеку необходимо иметь не только (а может и не столько) физическое превосходство, но и ментальное. Все это делает, как мне кажется, эту нашу работу уникальной….

Что такое «Тенгу»?

Тенгу — это мифические существа, населявшие, по преданиям, древнюю Японию. Они жили в горах, вели уединенный образ жизни, и по рассказам ходившим среди людей, являлись непревзойденными мастерами боевых искусств. Иногда Тенгу делились своим мастерством с простыми людьми. Многие воины, самураи, основатели школ (Рю), которые обучали людей обращению с мечом (кен-джутсу), претендовали на то, что были чудесным образом умудрены советами, исходящими от Тенгу. Иногда это случалось во сне, иногда во время добровольного ухода в горы для того, чтобы принять лишения при поиске «Пути» (До). Именно во время такого восхождения в горы (Муса-шуге) Минамото-но-Ёшитсуне (один из величайших воинов, которых когда-либо знала Япония) научился искусству обращения с мечом так, что это позволило ему, совсем молодому юнцу, когда он проводил годы своей юности в Храме Курама-дера, победить монаха-воина Бэнкей (который, вооружившись нагинатой, пытался помешать ему пересечь мост Того). Может быть, это было Мастерство дарованное Мусаши Тенгу? Не по этому ли уже во времена своего отрочества великий Миямото Мусаши за то, что вышел победителем из более чем 60 дуэлей, был назван «маленьким Тенгу»? Другой Мастер, мастер Айки-джутсу — Такэда Сокаку, на заре XX века, так же имел прозвище «Тенгу из Айдзу»!

«Божественная техника Тенгу» (Тенгу-гейджутсу-рон) имеет свое происхождение от Ямабуши, от этих монахов-воинов, странствующих в горах от монастыря к монастырю. Эта техника использовалась (и это придавало ей большую таинственность) воинами-ниндзя. Маску черного цвета они называли «Тенгу-ги». Она покрывала их лица, чтобы сделать менее заметными в темноте и придать им дьяволический оттенок.

Тенгу имеют китайские корни. «Тен-гу» – японское написание китайского слова «Тиен-Коу» («Пёс Неба»), и легенда об этих сверхестественных существах проникла в Японию в VI – VII веках. С течением веков менялся образ Тенгу: от явно демонического в начале (разжигания пожаров в лесаbeed1616a4c345276420add83de458ce_i-4063х, похищения детей, людоедства, нападения на буддийских монахов) до прямо противоположного образа защитника и покровителя. И вот в сердце средневековой Японии, в зависимости от души путника, либо безжалостный и ужасный, либо полный доброты, встречаясь на перепутье лесных дорог, он мог стать либо кошмаром, либо последним прибежищем для смельчака или заблудившегося путешественника. Полулюди (тело), полуптицы (голова), Тенгу дали возможность развернуться народному воображению: древние описания придают им вид ворона (Карасу Тенгу), но наиболее распространенное описание «маленьких Тенгу» (Ко-Тенгу) наделяет их крыльями или длинным носом (Конша-Тенгу). Существовало даже иерархия, которая классифицировала Тенгу и ставило Тенгу с человеческой головой и длинным носом над теми, кто имел крылья (маски, изображающие этот тип Тенгу до сих пор встречаются в храмах современной Японии). Повелитель всех этих горных созданий был Соджобо, изображаемый с длинным носом и длинными белыми волосами, власть которого символизировалась веером из семи перьев.

В отличие от божества, носящего имя «Чистый разум» (Обаке), Тенгу всегда изображают с ногами. Этим подчеркивают близость этих существ к людям (в отличие от разных божеств). Тенгу может принимать вид человека (ребенка, женщины, старика), или обернуться зверем, чаще всего барсуком (Тануки) или лисой (Китсуне). Но тень всегда выдает его истинную сущность. Тенгу обладают tenguстранным чувством юмора, его хитрость ровняется по величине надменности (Тенгу-ни-нару – так говорят всегда, когда просят кого то умерить свою надменность). Тенгу говорит, не раскрывая рта или клюва. То есть они общаются с помощью телепатии. Тенгу побеждает, используя магическую силу, которой у него в избытке, или благодаря физическому или ментальному превосходству над человеком, который осмелился бросить ему вызов: после поражения несчастный появляется в виде черной птицы раненой или мертвой. Если Тенгу совершит определенное количество добрых дел, он может переродиться в человеческом виде.

В многочисленных легендах и суевериях Тенгу были зачастую перемешаны с воинствующими и «ужасными» Ямабуши, на народных картинках они изображаются в монашеских одеяниях. Тенгу-Карасу имели прически и головной убор священников. Во многих регионах, граничащих с севером Тихого океана можно встретить похожие легенды, где фигурируют мифические птицы, посредники между богами и людьми: легенды Сибири и Аляски, на тихоокеанском побережье севера Канады (легенда о великом Вороне).

Я надеюсь, что, прочитав эту статью, вы поняли, что выбор в названии этого направления далеко не случаен…. «Путь Тенгу» (Тенгу-но-Миши) в понимании Сенсэя Хаберзетцера не менее, а возможно даже более труден, чем путь любого другого боевого искусства, так как он не ставит человека в жесткие рамки каких-то технических канонов, а требует от него действий сообразно складывающейся ситуации. Именно поэтому Сенсэй Хаберзетцер хотел бы разделить этот Путь со всеми верными и реально смотрящими на вещи будока. С теми, разумеется, кто находится выше начального уровня в боевых искусствах….

28 апреля 2006 года мастер Тсунеоши Огура, ученик Гогена Ямагучи  (1909-1989) и Гимы Макото (1897-1989), вручил Сенсею Роланду Хаберзетцеру в своём Доджо в Кофу (Яманаси-Кен, Япония) 9-й Дан с титулом Ханши, а также признал его Соке (основатель-мастер) в его собственном стиле «Тенгу-но-Миши»  (Тенгу-Рю Каратедо, Кобудо, Ходзюцу). Эти степени и звания ему также подтвердил Тадахико Оцука из Токийского Годжукенша, великий мастер по Годзюрю, Наха-те и Шури-те, прямой ученик Хига Ючоку (1910-1994) и давний друг Роланда Хаберзетцера.
Это окончательное признание подчеркивает смысл, который Роланд Хаберзетцер всегда хотел придать 49 годам своей практики боевых искусств и приверженности подлинной традиции, в чистом уважении к этапам «Шу», «Ха» и «Ли». Это и законное признание его концепции практики «Тенгу-но-Миши». Титул Ханши уже был дан ему Кокусай Шотокай Эгами-рю Каратедо Ренмэй.