Об ответственном поведении в бою

Об ответственном поведении в бою

    Шихан Роланд Хаберзетцер всегда выступал за защиту и популяризацию «всего боевого», и он всегда делает это, занимая твёрдые и бескомпромиссные позиции. Автор огромной редакционной работы, которая давно сделала его известным далеко за пределами франкоязычных стран и открыла для многих огромное количество возможностей для практик. В 2006 году в Японии он получил звание Соке за свой собственный боевой стиль («Тенгу-но-Миши». Сайт: www.tengu.fr), а также 9-ый дан и титул Ханши в Гембукан-каратедо. Со времени его первой работы, опубликованной в 1968 году, он остаётся незаменимым источником информации, когда речь идёт о боевых искусствах Дальнего Востока как в историческом, так и в культурном и техническом плане.

Статья опубликована в журнале «Самурай» № 13 за 2011 год. Оригинал статьи ЗДЕСЬ
Роланд Хаберзетцер обсуждает здесь аспект борьбы, часто омрачённый единственной навязчивой идеей —  выйти из противостояния победителем любой ценой. Завершая тему, начатую в предыдущем выпуске, которая была направлена на жизненно важное осознание реалистичного использования техник вне традиционных схем Доджо, он обращает внимание на настоятельную необходимость научиться совершенно другому поведению в бою, пропитанному чувством ответственность, которая обязательно должна оставаться в центре подхода человека, практикующего боевое искусство. Этому поведению он учит в своём «Тенгу-рю Карате-до», школе, в которой он пересматривает традиционные учения (1).

Будо предназначено для созидания…

    В предыдущем номере журнала я уже пытался привлечь внимание посредством базовой последовательности обучения и осознания («тренировка» Тенгу) к проблеме того, что такое «ответственное» поведение в конфликтной ситуации. Потому что на пути Будо конфронтация, даже жестокая, даже навязанная, не должна быть поводом ни для чего… Вопреки всем этим «десантным» приёмам, которые продолжают процветать и соблазнять (это ново, обещает быструю эффективность, не увязая в какой-либо этике… которая так утомляет!). Все они, по определению, предназначены для нанесения как можно большего ущерба противнику. Путь, открытый «боевыми искусствами», предлагает другую альтернативу.

    Здесь речь идёт не о разрушении, а о созидании… разрушать всегда легче, чем строить. Достаточно хорошо ли мы оцениваем то, к чему приводит систематическое стремление к такой цели, в обществе, где всё уже в достаточной степени измеряется критерием «победы любой ценой»…? И что в значительной степени видно даже в поединках спортивного типа? Стремление выиграть, непременно, во что бы то ни стало и, главное, без угрызений совести. И если нужно — нечестно…

    Будет понятно, что такое поведение, ставшее правилом, является противоположным цели «боевого искусства», которое всегда было моим и которое я со временем только усовершенствовал. Поэтому те, кто читал меня в моих работах, не будут удивлены. Что касается других, я предлагаю им изучить это направление, начать с этих строк (1) … Или игнорировать их, если они думают, что сделали окончательный выбор вопреки той озабоченности, которую я хочу здесь вызвать.

…даже если есть потребность в реализме и эффективности.

    Бугей — это чистый метод ведения войны, при котором разум занят только грубой победой. Будо, напротив, — это путь, на котором человек должен самосовершенствоваться. И не за счёт другого (2). Одно ставит себе целью разрушение, другое — созидание… Переход от первого ко второму сопровождал в истории Японии эволюцию от средневекового общества к более стабильному и гуманному обществу. К этому стремился сёгунат Токугава (запрет частных войн и эволюция боевых приёмов в более щадящие техники для самоконтроля, практикуемые в доджо). И это работало в течение 250 лет. Уникально в истории человечества!

    Однако сегодня нам снисходительно говорят, что Будо — это очень «мило», но что, когда речь идёт о решении проблемы в реальности, что в конечном итоге актуально в наших оппозиционных обществах, настоящий Бугей — это всё-таки что-то другое…! Что отчасти верно, и я говорю это уже более 20 лет, сетуя на это всем, кто хочет это услышать. И с тех пор я продолжал разбираться между тем, что заслуживает того, чтобы быть сохраненным из старых техник, безусловно, немного устаревших, и тем, что предлагает новый, часто интересный взгляд на науку боя. Затем перестраивал…

    Но на этом реалистичном выводе моя верность цели Будо не закончилась. Потому что, хотя я полностью согласен с необходимостью стереть многие главы из практики ведения боя (Бу), тем не менее нет необходимости бросать всё это на произвол судьбы. Бой (Бу) имел тенденцию за 250 лет отсутствия междоусобных войн порождать внутренние истины, застывшие и увековеченные в доджо Японии в период с 1603 года (первый сёгун Токугава) по 1868 год (конец сёгуната.

    Это было большим потрясением для чистых и сильных самураев, столкнувшихся с огнестрельным оружием, импортированным из-за границы и ценимым новой императорской армией Японии). И, конечно же, не в духе пути (До), который заключается в обучении поведению с помощью техники. Именно в этом заключается цель моего Тенгу-Рю: переучиться или сохранить поведение достойного человека с помощью боевой техники, которая на самом деле и по определению может быть смертельной.

    Научиться владеть оружием (ибо, разве карате не основано на этом «Карада-но-буки: тело — это оружие»?). Ибо потребность в реализме не является оправданием для того, чтобы полностью отказаться от контроля над тем, что мы делаем, от начала до конца борьбы, ставшей необходимой. Итак, ещё раз: здесь нет ничего невозможного. Это просто сложнее реализовать, чем просто стучать, как один механизм по другому, пока не произойдет поломка или что-то ещё хуже.

    Именно поэтому «боевой выбор», который я отстаиваю, для многих остается слишком сложным (в худшем случае) или интригующим (в лучшем случае). Тем не менее, его легко понять. Придёт время, когда это, наконец, поймут, и время, когда я это пишу, покажется новаторским. Следовательно, продолжим, так как повторение – мать учения!

Ки-Хаку (энергетическая проекция) и Ки-Семе (энергетическая угроза).
Тате-Кен (угроза, последующие действия, возможность действий

    Концепция «Тенгу» пытается объединить два основных параметра «боевого» подхода:

1. реализм того, что она предлагает, с точки зрения конфронтации в реальном мире (таким образом, используемые методы должны оставаться абсолютно надежными и иметь непосредственную тактическую пользу в реальной ситуации).

2. Сохранение при этом абсолютного уважение к человеку (что, следовательно, относится к… агрессору).

    Таким образом, я учу, что когда бой неизбежен, необходимо «начать как животное» (с его начальной скоростью реакции, вытекающей из инстинкта выживания), но «закончить как человек» (вернуться к разумному и приемлемому чувству, как только угроза будет находиться под контролем, прежде чем совершить непоправимое).

    Однако при классическом обучении рефлексам самозащиты наблюдается полная противоположность: первоначальная реакция через фильтр разума (человеческая реакция: что со мной происходит? Что он /она хочет? Что мне делать?…) за которой следует полный беспредел после начала контратаки, с градом ударов, заломов и бросков, продолжающихся до земли (животная реакция: безжалостность, жестокость, месть) ….

Порядок приоритета

    Бороться, интегрируя эти два параметра (или набор параметров), означает, помимо простого лобового столкновения, переход к настоящему «антикризисному управлению»… где это умственная гибкость, адаптация к реальности, меняющейся в каждый момент, чувство предвидения, чувство ответственности…. Во время этого нужно уметь сочетать абсолютно необходимую защиту и ответную реакцию (можно сказать «стандартную защиту», классическую, достаточную), с возможным дополнением (может возникнуть желание доработать и перейти к немного более сложным методам), а затем пути выхода из ситуации. Необходимое и достаточное. Только то, что нужно, там, где нужно, когда нужно. Вкратце: дать (оборонительный) ответ, пропорциональный агрессии.

    Что, конечно, также зависит от обстоятельств и времени. Набор реальных задач, которые, безусловно, не терпят того формирования ума и технического рефлекса, которое обычно можно увидеть в практике кихон-кумите классических стилей карате. Отсюда более быстрое и ощутимое чувство эффективности у практикующих все эти производные Будо (с которых почти все они начинали или у которых в любом случае в значительной степени заимствовали…), которые мне больше не нужно называть. Посмотрите на их рекламные ролики и ажиотаж в СМИ. Им удалось быть убедительными. Это сработало… и Бу «до» остается устаревшим посланием, банальным, приятным … жаль. И абсолютно неоправданно.

    Ответом в «Тенгу-Рю» (3) является практика «ситуационных упражнений», разнонаправленных, выполняемых в соответствии с реалистичными дистанциями боя и с помощью одного или нескольких партнеров. Где мы пытаемся определить порядки и приоритеты в том, что мы делаем и стремимся делать в условиях конфронтации.
На это я пытался обратить внимание в предыдущем номере журнала (4).

«Мысленное расслабление»

Тенгу-но-Камае, одновременно защита (самозащита) и предостережение (элемент сообщения об угрозе)
Тейшо (защита, деэскалация, контроль)

    Речь идёт о защите Тенгу, Тенгу-но-Камае, оборонительной позиции, разработанной для ожидаемого боя на средней дистанции (таким образом, на случай возможной, но ещё не начатой атаки: деэскалация всё ещё возможна). Эта «подпись» Тенгу является сообщением о возможной угрозе:

— в начале возможной угрозы: «сильная» рука (или основная, правая для правши) открыта в Тейшо, пока ещё можно рассмотреть возможность деэскалации угрожающего конфликта, что является идеальным сценарием.

— после овладения ситуацией: сильная рука смыкается в Тате-кен для угрозы при окончательном контроле «территории», в конце противостояния и для выражения «ментального спускового крючка» Уке. Это «красный» ментальный код, возможность мгновенного восстановления реактивности, с острым ощущением, которое возникает при нажатии пальцем на спусковой крючок огнестрельного оружия. Уке должен быть всегда готовым моментально вернуться к дополнительному бою (Ки-хаку, проекция Ки на противника, Ки-семе, угроза, направленная на казалось бы, покорного, но всё ещё потенциально опасного противника).

    В доджо, в тренировке «ситуационных упражнений», Тори «обозначает» удар или действия, Уке для обеспечения своей защиты реагирует (залом сустава, бросок). Тори занимает позицию «собаки, которая не боится», т.е. всё ещё угрожающей («Ину-одоши-но-шисей», позиция на четвереньках, с одним поднятым коленом, которая позволяет быстро подняться), поэтому Уке должен продолжать внимательно наблюдать за Тори.

    Эта угроза Уке (которая никогда не должна быть прикована к полу, если этого можно избежать, так как могут существовать другие возможные угрозы) должна осуществляться при полной умственной мобилизации.
Тенгу-но-камае (в его двух формах: две руки открыты, или одна открытая ладонь, а другая закрыта) таким образом выражает внутреннюю установку: решимость (и тревогу) действовать с помощью техники. Это одновременно и «защита» (самозащита), и «предупреждение» (в направлении угрозы). Иллюстрация принципа школы «не сражаться, не страдать», которая лежит в основе воспитательной воли Тенгу-Рю.

Знать когда остановиться.

«Совершенный самурай не может действовать жестоко по отношению к тому, кто слабее его»

(Наставление «Будо-шошин-шу», написанное Дайдодзи Юзаном, 1639-1730 гг.)

    Великий учитель Кано Дзигоро, отец дзюдо, упомянул в одном из своих текстов (5) два фундаментальных учения, которые должны преобладать в бою: сначала Дзюку-рё-данко («решительные действия после тщательного обдумывания»), а затем Томару-токоро-о-шире («знать, когда остановиться»). Дзюку-рё — это значит обдумать ситуацию, прежде чем предпринимать какие-либо действия, Данко — это значит действовать, не дожидаясь, когда будет принято решение.

    Томару-токоро-о-шире однако призывает к порядку: при необходимости можно предпринять действие до определенного момента, но как только этот момент достигнут (контроль установлен) , необходимо остановиться. Что также является правилом и философией, применимыми ко всему в жизни. Это то же самое, что и аббревиатура ADEM в «Тенгу-Рю»: Оценка ситуации… Решение… Вовлечение в действие… Подвижность…

    «Боевое» искусство существует для защиты, а не для того, чтобы доминировать и разрушать. Эта цель, наряду с её образовательным содержанием, оправдывает то, что она по-прежнему передается будущим поколениям. Если вы потрудитесь объяснить, почему и как … понимание всего объема этого учения Тенгу-Рю неизбежно приведёт к совершенно иному взгляду на боевую практику.

    В том, что мы делаем здесь, есть правильное соотношение и человеческая забота. Даже в этом. Даже в поединке с другим (следовательно, и с самим собой…). Возможно, особенно с собой (борьба с «внутренним врагом»…). «Боевое» искусство в первую очередь, конечно, служит для самозащиты (это очевидно), но также и для защиты других (оставаясь сдержанным и ответственным в отношении принятия чрезмерных решений). Это, конечно, немного сложнее, чем жестоко избивать, давать волю мстительному порыву под аплодисменты толпы… с теми сопутствующими катастрофами, которые медленно и верно становятся повседневными событиями.

   Действительно ли вам нужны примеры? Но, нет, конечно, никто не думает о таком исходе, в то время как во многих формах единоборств и всё в большей степени пропагандируется «поведение победителя» любой ценой как среди взрослых, так и среди самых молодых (и даже самых маленьких…). Технике боя обучают без каких-либо реальных указаний по её применению и, что более серьёзно, без этического контроля. И когда это в конечном итоге выйдет из под контроля, и мы попытаемся понять, как это случилось, никого не останется…

На тренировке Тори принимает позу Ину-одоши-но-Шисей…
…которую Уке очень внимательно контролирует, прежде чем считать, что ситуация под контролем.

 

 

 

 

 

 

 

 

    Очевидно, что здесь мы переходим на другой уровень: уровень сохранения и осознания ценностей. Ах да, ценности… это действительно тема. Это основа всего. Это огромная социальная проблема, которую, однако, здесь нет необходимости развивать. И все же справедливое напоминание: в Будо мы явно далеки от тех картинок спаррингов с необузданным насилием, которому аплодирует молодежь, и от жестоких, животных и унизительных высказываний, которые они распространяют по журналам и видеозаписям!

    И у нас есть основания гордиться этим отличием. Ничего общего со всеми этими «продуктами», которые под своей привлекательной упаковкой глубоко воздействуют на поведение, как химикаты, побочные эффекты которых проявятся немного позже, слишком поздно… Как в случае с некоторыми лекарствами, от которых, в конечном итоге, отказываются после многих негативных побочных эффектов и после того, как они безнаказанно стали источником обогащения для некоторых. После этого всегда можно сказать, что неправильно прочитали инструкцию по применению… и что, как всегда, виной всему просто невезение! Что никто ни при чём. История продолжается… а у людей действительно нет памяти!

Роланд Хаберзетцер
www.tengu.fr

1 — Смотрите мои предыдущие статьи на эту тему в «самураях» № 10 и 12.
2 — Напомним, что «Победа без убеждения — ничто» Кано Дзигоро, основателя дзюдо кодокан (1860-1938). Однако есть ли место для убеждения, если есть фатальный исход…?
3 – «Тенгу-Рю» является зарегистрированным товарным знаком в трёх областях своей компетенции (каратедо, кобудо, ходзюцу) с их логотипами.
4 — Для тех, кто сочтёт это полезным: подробности и разработки см. в моей работе «Тенгу, мой боевой путь» (Издательство Amphora).
5 – Смотрите в «Сущность Дзюдо» Дзигоро Кано, издательство Budo Editions 2007. Этот текст Кано датируется 1920 годом.

Перевод текста с французского:
Наталья Щукина, 4-ый Дан Тенгу-рю Карате-до ®©

Опубликовано с разрешения автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *