Саи

Саи

У этого металлического трезубца длинная история: похожие формы встречаются во многих странах Юго-Восточной Азии, Китае (в частности SAN-KU-CHU), в Индии, в Индонезии (под названиями: TJABANG, TICHEO, TEKPI, TRISULA). Скорее всего, его привезли на Рю-Кю моряки saiс Суматры и Явы. Саи – это своего рода “кинжал”, лезвие которого представляет собой круглый заострённый прут, слегка конической формы, с плоским остриём, обрамлённый широкой гардой с заострёнными концами, слегка загнутыми наружу. Некоторые лезвия имеют восьмигранное сечение. На сегодняшний день существует несколько форм трезубцев. Разница заключается в основном в форме гарды и в степени её изогнутости. Те, которые используются в современных доджо, как правило, хромированы, только рукоятка обёрнута верёвкой либо плетённым кожаным ремнём для лучшего захвата. Это сильно отличается от тренировочных Саи, которые применялись в тренировочных залах Окинавы. Те имели лезвие из полосок связанного бамбука, остриё которого, так же, как и гарда были заточены.

Классически Саи используются парой и удерживаются в положении вдоль предплечий. Раньше (и это имеет своё отражение в некоторых ката) сражающийся имел третий Саи, заткнутый за пояс или закреплённый за спиной. Его он мог метнуть в противника или заменить им сломанный или потерянный в поединке Саи. Существует также ещё один забавный вариант Саи: заострённый с двух концов, без рукоятки, с гардой в виде буквы “S” – это Манджи-саи. Его можно также удерживать вдоль предплечья как нормальный Саи (используя оба “лезвия”, как например в ката ДЖИГЕН-НО-САИ) или, воткнув в черенок, использовать как наконечник копья, очень, к стати, эффективного (это стиль НЮНТЕ).

Первоначальное назначение Саи не известно. Был ли это первоначально инструмент из дерева для уборки снопов риса или сразу использовался как оружие самообороны буддийскими монахами во время странствий и паломничества (или это был “Меч Индры”, великого буддийского божества?). Можно также удивляться происхождению такого странного металлического “оружия” в стране, которая чрезвычайно бедна металлами? Существует множество стилей работы с Саями. Приёмы схожи, но существует много различий в ката. Вот список основных школ:

– школа TSUKENSHITAHAKU
– школа TAWADA;
– школа CHATANYARA (или KITAE YARA);
– школа HAKUTAGAWA;
– школа HAMANIGA;
– школа YAKAA;
– школа KOJOKAGE;
– школа ARAGAKI.

Названия школ чаще всего обозначают названия островов Окинавы, на которых развивался тот или иной стиль.