Самые тёмные моменты Карате-до

Самые тёмные моменты Карате-до

Комментарии из книги «Карате Эгами» мастера Геншин Хирониши. Президента Международной ассоцииации Шотокай, с резиденцией в Японии.
Последнее достижение — 5 Дан. Один из 12 Мастеров, имевших эту степень до Второй мировой войны.


Пролог
Наш Учитель и отец-основатель Шото — Гичин Фунакоши, умер 26 апреля 1957 года.
На следующий день у нас состоялась встреча, на которой мы обсуждали очень сложное funakoshiположение, создавшееся после его смерти: Японская Ассоциация Карате (JKA) отказывалась помогать нам в похоронах в том случае, если организатором этих похорон выступит кто-то другой кроме неё.

Отношение JKA неприятно удивило всех нас. Их отношение было неприемлемым и даже больше, если рассмотреть высказывание Мастера Гией Фунакоши, сына Сенсея, который настаивал на следующем:  «…Похороны моего отца должны проводиться школой Шотокай, так как у него не было никакой иной должности кроме должности директора Доджо Шотокан и школы Шотокай. А так как доджо сгорел дотла во время землетрясения и прекратил своё существование, то, по всей логике, ответственность за проведение похорон должна взять на себя школа Шотокай…».

Мы знаем, что в таком традиционном обществе как Японское к желаниям наследника относятся с Hironishiуважением, и просьба JKA была отклонена.

К тому моменту JKA занимала достаточно прочные позиции в университетах городов Кейо, Такушоку и Хосей, имевших уже длинную историю в развитии карате, другие университеты в Чуо, Ноко, Сейджо, Гакушин и Сеншу были более лояльны к Шотокай и занимали прямо противоположную позицию в отношении похорон.

В университете Васеда внутренняя ситуация была очень сложная. Мистер Охама, директор отделения физического обучения и близкий друг Мастера Фунакоши, должен был участвовать в похоронах, но, с другой стороны, клуб придерживался позиций JKA и активно развивал карате от имени последних. Они не могли не бойкотировать похороны, игнорируя цели мистера Охама, и не могли предложить пересмотреть позицию JKA. Таким образом, они присутствовали на встрече представителей Шотокай и JKA, но не высказали своего мнения по данному вопросу.

Такая сложная и напряжённая обстановка предшествовала встрече, на которой присутствовало около 50 каратэк. Я исполнял обязанности председателя собрания. Мистер Егами и его помощник Янагидзава (представитель Чуо) должны были убедить JKA изменить свою позицию.

В течение всей встречи мистер Эгами короткими и точными предложениями призывал Егами Sigeru_1Сигеру проявить уважение к имени отца Гией. Он пытался убедить присутствующих, что отказ от участия в похоронах будет смертельной ошибкой. Но представители JKA непреклонно стояли на своём: «…Если похороны не будут организованы JKA, то мы не будем содействовать им…».

После долгих часов дискуссий мы были обязаны прийти к какому-то решению, и оно было: «…Содействие или несодействие похоронам будет личным делом каждого…».

Единственным объяснением такого шага у JKA было то, что Мастер Фунакоши был не только президентом школы Шотокай, но и советником JKA по высшей технике. Как я уже говорил, я был председателем этого собрания, и я ограничивался только этой ролью. Я не высказывал никаких своих соображений. Единственное, что я прокомментировал — это свой личный план исправления ещё одной ошибки руководства JKA, которая состояла в следующем:

JKA не признаёт Тайкиоку (ката) и оно, таким образом, ими не практикуется. Эта организация говорит, что это ката было создано и усовершенствовано nakayamaМастером Гиго (Фунакоши), но это не так: Тайкиоку — результат тренировок многих  людей в течение многих лет. Во время второй Мировой войны была опубликована в книге «Карате-до Кёхан» (второе издание), книге, написанной Мастером Фунакоши, как знают все. В дополнение к той книге, автор представляет Тайкиоку со своей подписью. Я хотел бы обратить Ваше внимание на одну вещь: JKA считает Мастера Фунакоши своим советником по высшей технике, но не практикует его ката Тайкиоку. Это нонсенс.

После этого собрания произошло то, что должно было произойти. В декабре того года ко мне приехал мистер Накаяма и у нас состоялся следующий разговор: «…Становитесь членом JKA. Оставьте свою хитрость и становитесь членом!…»

Для этого предложения у меня уже был готов ответ:  «Перед тем как приглашать меня в JKA Вы должны сделать две вещи: пойти в дом Фунакоши и попросить прощения. Как я могу стать членом организации, которая бойкотировала похороны Мастера? И ещё. Официально признайте Тайкиоку. Если Вы выполните эти условия, я приму Ваше предложение».

«Ну, что ж, Вы может быть и правы, но давайте сейчас не будем это обсуждать. Вступайте в JKA и со временем мы рассмотрим ваши предложения».

На момент разговора JKA уже признала Тайкиоку созданием Фунакоши, но не практиковала его и этого я не мог понять.

«Послушайте, Накаяма, мы оба каратисты, мы вместе тренировались и переживали трудные времена. Я надеюсь, Вы меня понимаете. У Вас есть ученики, и если люди скажут им: вы из организации, которая не присутствовала на похоронах Мастера Фунакоши! Это заденет Вас, не так ли? Идите в дом Фунакоши и вымаливайте прощение. Это простая формальность, я знаю, но Вы должны сделать это».

Это была моя последняя встреча с мистером Накаямой.

Публикация взята с сайта www.shotokai.cl
Перевод Евгения Безручко

_____________

Комментарий:

Я думаю, что данная публикация будет очень интересна всем поклонникам карате, развивающим Шотокан. Эта статья, на мой взгляд, очень ярко показывает классическое отношение к жизни со стороны руководителей федераций спортивного карате, именно поэтому я попросил разместить её на официальном сайте Центра «Ронин Ренмей».

Не секрет, что Японская Ассоциация Карате является, практически, первой в мире организацией спортивного карате. Сегодня очень много руководителей этой организации приезжают в Россию для проведения семинаров, аттестаций, турниров. Всё это преподносится, как продолжение дела Мастера Фунакоши. От российских представителей этой организации очень часто можно услышать фразу: «Мы, и только мы, занимаемся действительно традиционным карате, потому что именно японцы из JKA являются наследниками традиций Сенсея Фунакоши, а, следовательно, и традиций древних Мастеров».

Большинство из них, действительно, верят в то, что говорят. Хотя, в реальности, то карате, которым они занимаются, абсолютно не похоже на то, что преподавал Фунакоши. Не имеет смысла в тысячный раз задавать вопрос о том, как соответствуют Традиции карате-до и взглядам Фунакоши проведение спортивных соревнований по карате. Ведь хорошо известно, что Фунакоши был категорически против не только соревнований, но даже просто свободных спаррингов на тренировке.

Мне кажется, что Сенсей Фунакоши, мягко говоря, не одобрил бы той легкости, с которой его «наследники» раздают в России Чёрные пояса 13-14-ти летним подросткам…

Эта статья, по моему мнению, очень чётко показала сущность всего спортивного карате, где понятия нравственности, уважения, преемственности поколений только декларируются. Реально же на первом плане стоят весьма материальные цели, для достижения которых не особенно задумываются о способах. Я вижу только один ответ на вопрос: «Почему JKA (где большинство руководителей являлись учениками Фунакоши) заняло такую позицию по отношению к похоронам Мастера?». Ответ, на мой взгляд, прост — JKA хотела выступить единоличным организатором похорон для того, чтобы использовать в будущем этот факт, как подтверждение своего статуса «Наследника» традиций Великого Мастера! Этот скандальный шаг был вызван банальным желанием сделать себе рекламу! Это суть спортивного карате. И это показатель того, что большое количество японских «сенсеев», к сожалению, перестали быть носителями Традиции, а превратились в обычных торговцев боевыми искусствами! Ну о какой нравственности и Духе карате можно говорить с людьми, которые даже смерть своего Учителя готовы превратить в рекламную компанию?

Да, можно очень не плохо владеть техникой карате. Можно очень хорошо говорить о Традиции и Духе карате. Но след в жизни оставляют не наши слова, а дела, которые мы совершаем. И задумывались ли люди, вступающие в организацию спортивного карате, о том КАКУЮ традицию они берутся нести в будущее и передавать своим ученикам? Достойна ли она того, чтобы продолжать жить? А может быть для всех будет лучше, если эта ЛОЖНАЯ традиция уйдёт в прошлое вместе с тем, кто попытался её создать?…

Евгений Безручко
6 Дан (Чёрный пояс) карате-до

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *