Способность видеть в боевых искусствах

Способность видеть в боевых искусствах

«Когда мы отказываемся видеть вещь отличающуюся, от той, которую хотим видеть, мы видим лишь наше представление о ней, а не саму вещь, находящуюся у нас перед глазами».

Токаши Мацуока «Самурай»

Реальная «боевая проблематика»

Сегодня можно встретить массу форм выражения каратэ, и это затрудняет правильное восприятие определений это боевого искусства, которые даются в тех или иных залах для занятия восточными единоборствами, и вследствие этого вредит серьезности выбора. Особенно для новичков. Но среди всех представлений, предложенных человеку, какое же, в самом деле, относится к каратэ как боевому искусству, задуманному с этой целью предками? И если оно все же еще существует, можно ли доверять этой технике (использовать ее), если она с тех пор более не развивалась ни по форме, ни по своему содержанию? Я испытал это на себе, занимаясь в одной из школ, чтившей боевые традиции (но, безусловно, не в наши дни), которые надо было бы восстановить, чтобы подлинные дисциплины будо не обесценились обладателями боевой техники, более актуальной в наши дни. Особенно если учесть, что исход боя зависит от техники не более чем на 1/3. Остальное – это вопрос поведения, точнее отношение (Шисей) к исходу боя. Новая школа – это не дополнение «…надцатого» стиля к уже существующим и являющихся частью реальности, а разумное использование техники и умственных приемов, изложенных в классических видах искусства. Такое использование – одновременно и самое простое и самое сложное. Если мы берем за основу школу, нужно ли искать новые дополнения, пересматривать приемы, хотя бы и основанные на серьезной исследовательской работе. Как бы то ни было, это то, о чем я прошу вас задуматься в этой статье. Даже при том что, царящая в обществе атмосфера недоверчивости, не благоволит росту сознательности. К тому же сторонники будо отчаянно уступают позиции, считавшихся традиционными, что также не внушает оптимизма.

Продолжим цепь наших умозаключений, пытаясь найти линию поведения по-настоящему боевого. Единственно правильную линию, что и доказывается жизнью великих воинов прошлых веков (которых неустанно цитируют), на основании которой можно судить об эффективности, мастерстве, отказе от насилия и, кроме «Сатори», о «До». Так, например, фехтовальщик на саблях только тогда понимает различие между жизнью и смертью, когда берет в руки настоящий клинок, а не эрзац, используемый на тренировках. Когда решают заняться будо, приходится задуматься над истинной боевой проблематикой, другими словами над перспективой реального боя. Не поддаваясь самоуспокоению ценой ухода от реальности. Играть в поддавки — значит обманывать себя самого… и подвергаться опасности заплатить однажды дорогой ценной. Так как сценарий битвы «ни на жизнь, а на смерть», когда нет ни правил, ни условностей, ни пути к отступлению, ни раздутого самомнения, не имеет ничего общего с тем, что можно увидеть в спортивном зале или же в спортивном состязании (даже жестком). Те, кто столкнулся с безвыходной ситуацией, кому пришлось противостоять агрессии в одиночку, подтвердят, что это две большие разницы.

В своих рассуждениях я исхожу из следующего: специальная тренировка наделила вас способностью противостоять жестокой и неустранимой агрессии, стремящейся нанести вам вред и даже уничтожить вас, и, исходя из личных соображений, вы готовы дать отпор (следуя требованиям закона, равно как и требованиям личной этики), используя эту способность. Речь идет не только о физической борьбе. Но и о реакции на жестокость, идущую из вне, из первоначального умонастроения, управляющего всеми вашими поступками, вплоть до разрешения проблемы. В связи с этим, не забывайте, что все решает ваш настрой и что ваша способность ответить на агрессию (ваше право воспользоваться боевым искусством в качестве истинного «оружия», но только для защиты) – это залог вашей свободы и способности к выживанию, как наивысшего ее проявления… Таковы ставки, и это больше чем «боевая жестикуляция». Конечно, каждый знает, что он ищет. Каждый волен убежать от реальности, если он таким образом чувствует себя лучше. Спокойствие многих куплено такой ценой. Китайский полководец Сун-Цзи в главе 6 книги «Искусство войны» говорит: «Если вы проходите 1000 ли без устали, значит вы идете дорогой, где нет врагов…».

Направим ход наших мыслей в это русло. В основе любой тактики и эффективности того, что вы хотите сделать, лежит умение видеть в бою.

Мецука-но-ката… Янь-фа… что ещё?

Среди большого числа довольно известных понятий в будо много и тех, смысл которых остается неясен, это касается и классических понятий… Так, «Мецука-но-ката» это «техника взгляда», одного из основных составляющих боя (то же, что и Янь-фа в Китае). Конечно, «направить свой взгляд» кажется, несомненно, важным… Взгляд – это основной элемент, определяющий исход боя: победу или поражение. Но как применить его на практике? Какой взгляд? Надо видеть или смотреть? Внимательно наблюдать или дать возможность сознанию самому ухватить то, что важно? Нужно ли смотреть на противника или мимо него? Или вовсе не смотреть? Должен ли взгляд быть непринужденным или сверлящим? Поверхностным или неотрывным? Чтобы взгляд казался «боевым» достаточно ли сдвинуть брови, сделать устрашающее выражение лица (типа «если взглядом можно было бы убить»)…? Взгляд говорит и втирается в доверие, предает и завораживает. Взгляд имеет некую силу и участвует в стратегии боя. Глаза излучают внутреннюю силу, решимость, но, в то же время, являются для противника «зеркалом души», где скрываются намерения… У одних можно читать по глазам как по раскрытой книге, у других – натыкаешься на глухую стену.

На эту тему в традиционном учении о боевых искусствах существует масса сведения. Например, «взгляд с далёкой горы» («Эндзан-но-мецуке»), который направлен не непосредственно на противника, а окружает его, пересекает его, контролирует с головы до ног. Это же подразумевают в выражениях «Койо-но-мецуке» или «Тодзан-но-мецуке», говоря о внимательном взгляде, охватывающем в одно мгновенье все целиком и в деталях. Взгляд не должен останавливаться на видимом, на внешнем облике, он должен дойти до конца видимого и, более того, заглянуть в сердце (что в идеале значит: «посмотреть третьим глазом в сознание противника»). Сознание, не прикрепляясь к отдельным деталям, может воспринимать противника целостно, чувствовать его намерения (известный монах Дзен-буддизма Такуан, мастер битвы на мечах, настоятельно советовал никогда не смотреть на меч противника). Никогда не заглядывайте в глаза противнику, старайтесь смотреть на уровне его горла (дыхания). Нигде не задерживайте свой взгляд, надеясь догадаться об угрожающей опасности. Не забывайте, что противник также может прочесть в ваших глазах о ваших намерениях и эмоциях… Я знаю, что есть люди, способные волевым усилием выразить во взгляде полнейшее равнодушие… Безусловно, существуют талантливые актеры, но я сильно сомневаюсь, что в момент истины присутствие духа и контроль над эмоциями действительно способны произвести подобные изменения. На практике же, в жизненных ситуациях глаза не могут солгать (страх, сомнение, агрессия, жестокость, объявление об атаке…).

Итак, все вышесказанное можно свести к трем манерам «видеть» в бою, что присутствует в подготовке, в самом бою или финальном руководстве любой схватки.

Можно…

…СМОТРЕТЬ – это уровень для начинающих. Инстинктивно фиксируют свой взгляд на противнике, вернее на той части, от которой исходит опасность (ноге, руке, оружии). Даже сама по себе сила, которую вкладывают во взгляд, может наводить ужас на противника и заставить его бежать. Это сосредоточенное видение, с «туннельным эффектом».

…ВИДЕТЬ – это второй уровень. Нужно уметь смотреть, как будто бы не смотря, видеть опасность целиком, не обращая внимания на конкретные детали. Это означает обладать общим и «периферийным» видением противника, когда речь идет о нескольких источниках опасности, уже известных или только возможных (отсюда и понятие «периферийный поиск», см. ниже). В двух этих случаях речь идет об открытом, свободном, подвижном, воспринимаемом наблюдении.

…ЧУВСТВОВАТЬ – это высший уровень. Нужно уметь чувствовать вещи, не смотря на них, догадываться о намерениях одного или нескольких противников на десять ходов вперёд. Здесь речь уже не идет о взгляде как таковом.

«Туннельное видение» – ловушка…

Первый способ воспользоваться глазами – это СМОТРЕТЬ: когда опасность вторгается неожиданно, очень близко, и обзор неизбежно оказывается в плену так называемого «туннельного видения». Взгляд концентрируется на явной опасности, фокусирующей всё внимание и мобилизующей, если это необходимо, всевозможные инстинктивные реакции, несмотря на неблагоприятные последствия. Этот тип поведения хорошо известен в залах для занятия восточными единоборствами, в классическом кумите, где борешься только с одним противником (как и с партнером в зале) и который поглощает все внимание в одном направлении, чуть ли не гипнотизирует, что само по себе ужасно, когда находишься в состоянии стресса или в большой опасности (в ситуации чрезвычайной важности, когда на кону жизнь). В «настоящем» мире, непредсказуемая реакция, эмоциональный всплеск, выброс адреналина – вещи, ускользающие из под контроля (которые невозможно воспроизвести на тренировках в залах, т.к. вам заранее известно, что будет граница, которую ни Вы, ни противник не сможет перейти) – заставляют перескочить стадию «оранжевого» в «цветовой шкале опасности»*. Вы переходите из «желтого» сразу в «красное», и вернуться назад, в прежнее, «желтое» состояние уже сложно. Настоящее столкновение слишком жестоко.

Нет времени перевести дух…

Опыт показал, что на практике, при неожиданной угрозе, внимание становится «негнущимся», полностью сфокусированным на опасности, и даже если эта опасность становится более конкретной (появление оружия), взгляд все равно направлен на источник проблем. И тогда прибегают к технике «туннельного видения»… образу достаточно выразительному. Но что же произойдет, когда опасность будет исходить от нескольких лиц, когда один или два человека присоединятся к вашему противнику, сразу же или чуть позже, подойдут вплотную или остановятся на некотором расстоянии, разные по степени опасности (в зависимости от техники, телосложения, видов оружия…)? Как управлять опасностью, которая приобрела одновременно множественные формы или же которая, просто-напросто, растет? «Туннельное видение» не дает возможность охватить то, что не находится в непосредственном поле видения или, что еще хуже, в моменты растерянности совершенно исчезает способность рассуждать, и вами овладевают чувства. Учащение пульса, увеличение объема легких (неконтролируемое дыхание), зрительные и слуховые нарушения, эмоциональная заторможенность, теряется зрительный и сенсорный контроль, тело становится, в лучшем случае, неуправляемом, в худшем – начинаются судороги. Эти реакции совершенно естественны для человека, но после этого более не возможно разумно управлять ни опасностью, ни способностью ответного удара, и все становится непредсказуемым и потому еще более опасным. Зрительная концентрация на чем-то одном (сосредоточение) сковывает рассудок как техника. Она, безусловно, важна в тот или иной момент столкновения, где нужно сконцентрировать все свое внимание на материальном воплощении опасности, чтобы нейтрализовать ее немедленно и любой ценой. Но не следует задерживать на ней внимание больше, чем это необходимо. Обретя подвижность, нужно вернуться к вновь открытому видению, которое позволяет действовать мгновенно и согласно меняющейся действительности (особенно, в случае многократного нападения). Это называют «общее видение» и «периферийное видение», когда глаза стараются рассмотреть все под разными углами. Это и означает «видеть» в бою, это является настоящим способом ВИДЕТЬ.

«Общее видение» и «периферийное видение»: открыть поле зрения…

Миямото Мусаши (1584-1645) изложил в своем известном «Трактате пяти колец» («Горин-но-Шо», Книга воды) несколько правил по данной теме. Среди прочих там можно встретить такое – «Необходимо иметь широко устремленный взгляд» или «Намного важнее видеть, чем смотреть… Важно не только обдумать дальнейшие действия, но и оценить нынешнюю ситуацию… Нужно не выпускать из виду клинок противника, но в то же время не обращать внимание на незначительные движения оружия… Нужно уметь смотреть с двух сторон, не двигая глазами». Можно увидеть на картинке воина, стоящего в позе естественной защиты с двумя мечами в руках, положение тела известное как «Хапо-бираки» (открытое с 8 сторон). Нейтральная неподвижная позиция, «выжидающая» защита (не вызывающая никаких подозрений у одного или нескольких противников) настолько сильная на самом деле, что нет возможности ее преодолеть. В сущности, японский словарь будо содержит множество толкований понятия «видеть» в боевых искусствах. Так, например: куфу.

Куфу.

Стадия моральной подготовки бойца, состоящей из повышенного внимания без объекта, которое помогает мгновенно уловить малейшее изменение в поведении противника. Речь идет о стадии концентрации «без объекта», но эта стадия ближе к настоящим действиям («красная» стадия), чем Дзаншин (просто бдительность, нейтральное внимание, «оранжевая» стадия). Взгляд внимателен, но не сосредоточен ни на каком определенном объекте (т.е. «иметь широко устремленный взгляд»). Это и есть основа «общего видения».

«Хапо-моку» значит смотреть в 8 направлениях, т.е., в сущности, во всех направлениях, не двигая головой, но и не останавливая взгляд на чем-то одном. Другими словами обозревать (охватывать) одного или нескольких противников целиком («общее видение») и по отдельности («периферийное» видение). Благодаря чему, можно уловить малейшее изменение в данной обстановке.

«Миру-но-кокоро» – это «сознание» взгляда, которое также относится к этому типу видения, когда нужно целиком охватить противника и его окружение во время боя, не двигая при этом головой.

Разве обучение традиционному ката не призывает, чтобы сознание было всюду, с момента как вы встали в начальную позицию («Иой»)? Мысленно противостоять, конечно по линии ката, но в то же время защищаться и «двигать» свое внимание немного по сторонам и еще немного назад, оставляя его на месте… Сколько тренирующихся банально думало о грядущей атаке в позиции Иой , а не о какой-нибудь другой вещи (в лучшем случае)? Это ловушка для реального боя. Тренировка в отличие от подготовки содержит сам бой. Подумайте в особенности о Ката «Текки»: при концентрировании взгляд направлен в небольшое пространство в ограниченное время, это хорошо для данных ката… Он служит выходом в другое измерение бункай…Почему же эти демонстрации ката перед публикой, когда сознание поглощено Иой и своим эго, делают освоенную технику в поединке хрупкой, тогда как всей душой веришь, что способен блестяще себя проявить? Дело в том, что в боевом искусстве, нужно уметь дать отпор многочисленным противникам, разрулить одновременно множество ситуаций. Поэтому эффективность зависит от подвижности. С этой точки зрения, «туннельное видение», порой и необходимое, не дает уверенности в том, что вы выйдите невредимым из сложившейся ситуации. При первой возможности нужно «открыть» свое поле зрения и не сужать его в вашем пространстве (как объектив фотоаппарата, который ловит свет для необходимой глубины кадра). Каждый раз как только появилось время и возможность, нужно применить «общее» и «периферийное» видение (периферийное рассмотрение или зрительный поиск или сканинг) и, кроме того, зрительный поиск, исходя из мысли о том, что опасность может таиться повсюду, и беда не приходит одна… От следящей системы «туннельного видения» к осознанию возможностей, предлагаемых «периферийным видением» для вашей «зоны безопасности», нужно освоить все этапы с осторожностью реалиста (не впадая в паранойю), которая может вас однажды спасти… В общей сложности, ваш взгляд должен оставаться таким же подвижным, как и положение в пространстве среди окружающей вас опасности каждый раз, как только это становится возможным, другими словами каждый раз, когда близость опасности не требует абсолютной и мгновенной концентрации…

И, кроме того, «третий глаз»…

Но есть еще и… Достигая высшего уровня, начинаешь ЧУВСТВОВАТЬ. В традиции боевого искусства говорится, что нужно глядеть «сквозь» сознание противника «третьим глазом»… Например, Мусаши в своем книге «Горин-но-Шо» говорит о понятии «Канкен». В битве на мечах он различает два понятия: «Кан» (т.е. видеть «сквозь» или смотреть «в сердце») – пронзительный взгляд, нацеленный на сознание противника, и «Кен» (т.е. смотреть) – поверхностный взгляд, простое наружное наблюдение. Главное выражение будо «Кан-кен-футацу-но-кото» соотносится с необходимой способностью воспользоваться интуицией (Кан), чтобы достичь высшего уровня в боевых дисциплинах, и эта способность должна гармонично сочетаться с наблюдением (Кен), чтобы вовремя распознать опасность. Таким образом, воин может согласовать свое поведение. Ведь не глаза распознают опасность, а интуитивное знание сути вещей помогает найти эффективное решение. Физически видеть не достаточно. Нужно еще и «видеть» с помощью интуиции, что и является «сердцем» видения. Это сходно с образом «Эндзан-но-мецуке» («Взгляд с далекой горы»), упоминавшийся ранее: не останавливайте свой взгляд на чем-то конкретном, ни на самом противнике, ни на его оружии. Как если бы он находился далеко за «видимым горизонтом» и не имел материального выражения. «Чувствовать» — это своего рода состояние «прощения», в котором кто-то движется, будока или другие. Оно действует в другом измерении, которое можно (или нельзя) обнаружить в ходе практики, и бесполезно и глупо придавать ему большее значение. Но японские выражения, привлекающие внимание к этому уровню видения, еще более многочисленны. Так например: «Кен-ва-ме-де-миру» (обычное зрение, на самом деле, также хорошо, как и физическое), «Кан-ва-кокоро-де-миру» (интуитивное зрение – это «сердце» видения), «Кен-но-мё-ва-ёваку» (зрение, полагающееся на глаза, слабо и ненадежно), «Кан-но-ме-ва-тсуёи» (зрение, основанное на интуиции, сильно и надежно)…

Необходимое осознание через специальную тренировку…
Здесь представлены практические упражнения, позволяющие научиться ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ.

1) тренироваться зрительному поиску… (фото 1 – 4)
Зрительное восприятие – это один из базовых элементов, который входит в раздел «оценка», а стало быть, и «решение», акронима A.D.E.M. «Тенгу-но-миши» (Оценка – Решение – Схватка – Подвижность) и руководит любым действием или бездействием. Постоянная тренировка «Тенгу-шихо-но-камае» должна постепенно и инстинктивно вести вас к настоящему осознанию. После каждого движения: возврат к положению «Тенгу-но-камае» (фото 1), затем простой (но внимательный!) осмотр левой стороны (фото 2), позади себя (фото 3: отметим поворот вокруг себя, руки в исходном положении так, чтобы не выставить их вперед, когда теряешь из виду ситуацию, которая могла бы вновь стать критической), контролируя правую сторону, перед последним поворотом и проверкой перед собой, т.е. осмотром первоначальной опасности (фото 4: будьте готовы тут же вновь вступить в бой, в случае необходимости). Метод изложен здесь схематично, но этого достаточно на первое время. Для знатоков «Пути Тенгу» этот «зрительный поиск» широко применяется и совершенствуется в «Тенгу-но-ката».

2) не приковывать взгляд… (фото 5 – 12)
Главный вопрос в том, нужно ли проверять результаты освоенной техники, прежде чем обучаться новой? Нужно быть достаточно уверенным в своей собственной технике, чтобы не было необходимости постоянно доказывать ее эффективность. Это позволяет сохранять постоянную телесную и зрительную подвижность, чтобы не попасть в ловушку, замерев на месте или проморгав неожиданную опасность. Основное правило гласит: однажды освоив технику, нужно отстраниться от нее (иногда даже немного раньше, чем она станет полностью освоенной…), отойти от первоначально намеченной цели, если чувствуете, что что-то изменилось (неполнота ответа, внезапное сопротивление…). Отсюда и важность непосредственного физического контакта, как можно более продолжительного… когда необязательно «видеть», чтобы «знать»… Это сложно (большая мобилизация энергии плюс высокая телесная и зрительная подвижность, нет времени встать в определенную позицию) и затруднительно (этот метод требует повышенного чувства контроля и хорошего уровня подготовки), но действительно позволяет сохранить власть над меняющейся ситуацией, выиграть время и не стать заложником только одной опасности (ведь она может быть всего лишь отвлекающим маневром для другой, более значительной опасности), используя наилучшим образом и как можно дольше свою энергию. И это небесполезный совет… В целом же, это лучшая быстрота реакции. Тренировка и постепенное продвижение вперед определят каждому свой лимит. Ясно, что не нужно давать никаких обязательств в отношении времени на ознакомление с «Тенгу-но-камае», необходимого для освоения этого типа поведения, и что базовая техника, классические техники Кихон или Иппон-кумите, немного пересмотренные и откорректированные, смогут помочь в первое время… Понятие «Тенгу-но-Миши»(некий возврат к источнику, о котором я упоминал, призыв для тех, кто настроен решительно против моих рассуждений о «духе традиции») может соотноситься с любой формой техники в залах для занятия восточными единоборствами!

Этому принципу поведения можно тренироваться с одним партнером, представляя других противников, атаки которых ведутся с разных сторон и в разном ритме. Типы сценариев здесь безграничны!

Мне кажется важным еще раз подчеркнуть, что «Тенгу-но-Миши» не содержит в себе ни новой техники (все уже давно придумано), ни нового стиля, обобщенного с другими техниками. Напротив, речь идет о школе в том смысле, как я понимаю подлинно воспитательный путь, который указывает на действенное поведение в любых условиях повседневной жизни и девиз которого: отказаться сражаться, но и отказаться подчиниться… Что до остального, надо было бы сначала убедить себя, прежде чем противиться драматическому отклонению неожиданной ситуации, вторгающейся в спокойную сытую обыденную жизнь. На самом же деле, эта «хроника объявленной катастрофы» написана теми, кто путают спортивную эстетику и боевое поведение, ограниченное пространство (с его правилами) и реальную жизнь (с ее недостатками)… Мудрое правило, которое подводит итог тому, что должно быть целью всякого разумного существа вновь содержится в книге Сун-Цзи «Искусство войны» (глава 3): «Тот, кто осторожен и ждет врага отовсюду, победит…».

Конечно, вам одному определять ваши стимулы и искать средства их поддержания. Никто не может встать на ваше место, да никогда и не встанет. Подумайте об этом вовремя…

_________________________________________
*«Цветовая шкала опасности» — это шкала цветов, соотнесенная с уровнем опасности в схватке (сегодня ее используют также в метеопрогнозах и в оценке уровня террористической угрозы в ряде стран мира), начиная с неясной и заканчивая определенной физической угрозой (агрессией). Принятое уловное различие начинается с БЕЛОГО цвета (состояние сна, абсолютной расслабленности), переходит к ЖЕЛТОМУ (состояние бодрствования, соответствующее обычной жизни), затем к ОРАНЖЕВОМУ (состояние повышенного внимания, но еще не направленного на определенный объект, и как следствие – ощущение возможной опасности), и, наконец, КРАСНЫЙ (общая тревога, чувство определенной и непосредственной опасности).